Устройство автомобилей



Основные термины и определения эксплуатационных свойств автомобилей



В зависимости от качественных характеристик и возможностей, придаваемых автомобилю, эксплуатационные свойства подразделяют на тяговые, динамические, технологические, экономические, а также обеспечивающих надежное, безопасное и комфортное движение автомобиля в различных условиях эксплуатации.

***

Тяговые свойства автомобиля

плавность хода и комфортабельность автомобиля

Тяговыми называют совокупность свойств автомобиля, определяющих возможные характеристики двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой, диапазоны изменения скоростей движения и определенные интенсивности разгона на тяговом режиме в различных дорожных условиях.
Тяговым режимом считается режим работы двигателя, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению со стороны внешних факторов (качества дорожного покрытия, рельефа местности, встречного ветра и т. п.).
Чем тяжелее дорожные условия, тем меньше диапазон возможных скоростей и меньше возможность ускорения. В некоторых условиях, называемых предельными, диапазон скоростей снижается до одного значения, а ускорение становится невозможным. Если условия тяжелее предельных, автомобиль теряет возможность двигаться.

***

Динамичность автомобиля

Под динамичностью понимают свойство автомобиля перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью. Чем выше динамичность автомобиля, тем больше его производительность, т. е. способность выполнять бȯльшую транспортную работу в единицу времени.
Динамичность автомобиля во многом зависит от его тяговых и тормозных свойств.

***

Топливная экономичность автомобиля

Топливной экономичностью называют свойство автомобиля рационально использовать энергию сжигаемого топлива при выполнении единицы транспортной работы. Снижение расходов топлива транспортными средствами является важнейшей задачей конструкторов на современном этапе развития автомобилестроения, поскольку это свойство неразрывно связано с экономичностью и экологической безопасностью эксплуатации автотранспортных средств.
Подробнее о топливной экономичности автомобиля здесь.

***

Управляемость автомобиля

Управляемость – способность автомобиля сохранять заданное направление движения или изменять его при воздействии водителя на рулевое управление. Управляемость зависит от конструкции автомобиля, технического состояния рулевого управления, подвески, шин, а также от условий окружающей среды.
Подробнее об управляемости автомобиля здесь.

***

Устойчивость автомобиля

Под устойчивостью понимают свойство автомобиля сохранять направление движения и противодействовать силам, стремящимся увести автомобиль в сторону или опрокинуть его. Управляемость и устойчивость тесно связаны между собой. Управляемость, устойчивость и тормозная динамичность автомобиля определяют безопасность его движения.
Подробнее об устойчивости автомобиля здесь.

***



Проходимость автомобиля

Проходимость – свойство автомобиля свободно передвигаться по плохим (разбитым, размокшим) дорогам и пересеченной местности, преодолевая естественные и искусственные препятствия (канавы, рвы, пороги и т. п.) без вспомогательных устройств и посторонней помощи.

тяговые и динамические свойства автомобиля

Проходимость является одним из основных эксплуатационных свойств, определяющих эффективность использования данного транспортного средства. Этим качеством должны обладать автомобили всех типов, но в зависимости от их назначения – в различной степени.

Автомобили обычной проходимости предназначены для движения по шоссейным и грунтовым дорогам. К ним относятся автомобили общетранспортного назначения с колесной формулой 4×2 или 6×4 с обычными тороидными или низкопрофильными шинами и не блокируемыми дифференциалами.

К автомобилям повышенной проходимости относятся автомобили с колесной формулой 4×4, 6×4 и 6×6 и т. д. с широкопрофильными шинами, шинами регулируемого давления воздуха, с частично или полностью блокируемыми дифференциалами.

К автомобилям высокой проходимости относятся полноприводные автомобили с шинами сверхнизкого давления, арочными шинами или пневмокатками. Такие автомобили могут быть плавающими (амфибии) и работать в особо тяжелых климатических условиях, например, на севере.

***

Плавность хода автомобиля

Плавностью хода называют свойство автомобиля двигаться по дорогам и местности с заданными скоростями без толчков и колебаний кузова, которые могут нарушить нормальную работу механизмов автомобиля, оказывать вредное влияние на водителя и пассажиров, снижая комфорт поездки.
Выступы и впадины от 100 м до 10 см называют микропрофилем дороги, который является основной причиной колебаний кузова на подвеске.
Мелкие неровности дорожной поверхности менее 10 см называют шероховатостью. Шероховатость может создавать высокочастотные вибрации отдельных элементов шасси и кузова автомобилей и высокий уровень шума как внутри кузова, так и вокруг автомобиля.
О плавности хода автомобиля подробнее здесь.

***

Надежность автомобиля

Надежностью называют свойство автомобиля безотказно перевозить грузы и пассажиров в течение определенного срока и без ухудшения основных эксплуатационных показателей.
проходимость и надежность автомобиля Надежность – это совокупность свойств, которая может включать в себя безотказность, долговечность и ремонтопригодность автомобиля.

Безотказность – свойство автомобиля (двигателя или другого механизма) сохранять работоспособность в течение определенного интервала времени или наработки до определенной величины. Для автомобилей наработка чаще всего определяется пробегом.

Долговечность – свойство автомобиля сохранять работоспособность до определенного времени, когда установлено проведение технического обслуживания или ремонта автотранспортного средства.

Ремонтопригодность – приспособленность автомобиля к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов в процессе эксплуатации.

***

Основы динамики автомобиля