Устройство автомобилей



Нормы расхода топлива



Общие сведения о нормировании расхода топлива

Для автотранспортных предприятий и юридических лиц, эксплуатирующих автотранспортные средства, характерны не только затраты, обусловленные нерациональным расходом топлива по описанным ранее объективным причинам, но и связанные с халатным отношением работников к своим обязанностям, и даже откровенным хищением топлива. В целях снижения себестоимости перевозок, сокращения непроизводительных затрат топлива и упорядочения его расхода на автотранспортных предприятиях расход топлива нормируется.

Нормы расхода топлива на автомобильном транспорте - это плановые показатели его расхода на единицу пробега и единицу транспортной работы. Они являются нормами технологическими, т.е. включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на ремонт автомобилей и прочие хозяйственные расходы в состав этих норм не включаются и формируются отдельно.

Для нормирования расхода топлива в предприятиях, эксплуатирующих автомобильный транспорт, используются Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.
нормы расхода автомобильного топлива В данных Рекомендациях указывается, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

Методическими рекомендациями установлены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Эти нормы утверждены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

В настоящее время Методические рекомендации действуют с учетом изменений, внесенных Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р.
Согласно поправкам в документе:

  • уточнен порядок расчета норм топлива и смазочных материалов;
  • введены нормы расхода топлива на модели транспортных средств как отечественных, так и зарубежных производителей, выпускаемых с 2008 года;
  • уточнены условия повышения норм расхода топлива;
  • уточнены условия, при которых нормы расхода топлива могут снизиться.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждых модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля путем использования корректирующих коэффициентов.

Нормы расхода топлива разрабатываются в соответствии с методикой определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации, и периодически пересматриваются.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

  • базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
  • норма на 100 ткм транспортной работы;
  • норма на ездку с грузом;
  • норма расхода при почасовой оплате.

Базовая норма устанавливается для однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы. Норма на транспортную работу зависит от типа двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля.
Норма расхода топлива на ездку с грузом учитывает увеличение расхода, связанное с маневрированием в пунктах погрузки-выгрузки, а также на работу спецоборудования автомобилей-самосвалов и самопогрузчиков.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля устанавливаются в следующих измерениях:

  • для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах;
  • для автомобилей, работающих на сжиженном газе, - в литрах;
  • для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - в метрах кубических (при нормальных условиях);
  • для газодизельных автомобилей: сжатого газа - в кубических метрах, дизельного топлива - в литрах.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов увеличения или снижения базовых норм. Эти коэффициенты могут применяться в определенных Министерством автотранспорта РФ пределах, и для каждого конкретного предприятия величину поправочных коэффициентов утверждает его руководитель.

Эксплуатационные нормы расхода топлива для каждого типа автотранспортных средств устанавливаются раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному и сжатому газу, и служат для нормирования расхода этих ресурсов на автотранспортном предприятии, планирования их потребления, оценки эффективности использования и расчетов налогообложения.

При работе автомобилей в зимнее время базовые нормы расхода топлива увеличиваются: в южных районах страны - на 5%, в северных районах - на 15%, в районах Крайнего Севера - на 20%, в остальных районах страны - на 10%.

Увеличение базовых норм предусмотрено также при работе автомобилей в черте города, в горных местностях, при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения, для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, и в ряде других случаев.

При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием базовые нормы уменьшаются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок они алгебраически складываются.

***

Нормирование расхода топлива по категориям автотранспортных средств

Ниже приведены формулы, по которым определяют нормативные значения расхода топлива для различных типов автотранспортных средств.

Нормы расхода топлива для легковых автомобилей

Нормирование расхода топлива у легковых автомобилей осуществляется с использованием формулы, учитывающей базовую норму для данной марки и модели автомобиля, пробег и поправочный коэффициент, учитывающий условия эксплуатации транспортного средства:

Qн = 0,01HSS(1± 0,01D),

где Qн – нормативный расход топлива, л;
HS – базовая норма расхода топлива на пробег, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент к норме, %.

Нормы расхода топлива для автобусов

Для автобусов нормативное значение расхода топлива определяется так же, как для легковых автомобилей. При наличии на автобусе штатных независимых отопителей нормативный расход топлива определяется следующим образом:

Qн = 0,01HSS(1 ± 0,01D) + НотТ,

где Нот - норма расхода топлива на работу отопителя (или отопителей), л/ч;
Т - время работы автобуса с включенным отопителем.




Нормы расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей

Для грузовых автомобилей и автопоездов общего назначения нормативное значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

Qн = 0,01(HSАПS + HWW)(1 ± 0,01D),

где Qн - нормативный расход топлива, л или м3;
HSАП = HS + HдGпр - норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км;
HS - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача), л/100км или м3/100 км;
Hд - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м3/100 ткм;
HW - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм или м3/100 ткм.
W = GгрSгр - объем транспортной работы, ткм;
Gгр - масса груза;
Sгр - пробег с грузом;
D – поправочный коэффициент, %;
Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов установлена следующая норма на 100 ткм транспортной работы: бензин - 2 л, дизельное топливо - 1,3 л, сжиженный нефтяной газ - 2,5 л, сжатый природный газ - 2 м3; при газодизельном двигателе - 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.

При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов: бензин - 2 л, дизельное топливо - 1,3 л, сжиженный газ - 2,5 л, природный газ - 2 м3; при газодизельном двигателе - 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.

Нормы расхода топлива для самосвалов

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов значение нормативного расхода топлива определяется по формуле:

Qн = 0,01HSАПСS(1 ± 0,01D) + HГz,

где HSАПС = HS + HW(Gпр + 0,5q) - норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км;
HW - норма расхода топлива на транспортную работу и дополнительную массу прицепа или полуприцепа Gпр, л/100 ткм;
HГ - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за смену независимо от типа двигателя и грузоподъемности: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ - 0,25 л, природный газ - 0,25 м3;
q - грузоподъемность прицепа, т;
z - количество ездок с грузом за смену.

Нормы расхода топлива для фургонов

Для автомобилей-фургонов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормативное значение расхода топлива определяется также, как и для бортовых грузовых автомобилей с учетом базовой нормы для данной марки и модели автомобиля-фургона.
Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, нормативное значение расхода определяется также, как и для легковых автомобилей с добавкой в размере 10%.

Нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей

Методическими рекомендациями указанная категория автомобилей подразделяется на две группы:

а) автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные и т.п.).
Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:

Qн = (0,01HSCSHТT)(1 ± 0,01D),

где HSC - норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: HSC' = HSC + HWW, где HW - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм; W - объем транспортной работы, ткм);
S - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
HТ - норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
T - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности);

б) автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения, т. е. на ходу (автовышки, кабелеукладчики и т.п.).
Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:

Qн = (0,01HSCSHSS')(1 + 0,01D),

где HSC - индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
S - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
HS - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
S' - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) определяются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

***

Дорожно-транспортная экспертиза