Устройство автомобилей



Корпорация General Motors (GM)




История становления General Motors

В начале прошлого века инженеров, предпринимателей и энергичных людей во всем мире охватила «автомобильная лихорадка». Фирмы и мастерские по производству автомобилей возникали во многих странах и городах, поскольку новоявленный вид транспорта сулил неплохую прибыль и перспективы эффективного развития. Особенно «повезло» в изобилии автомобильных производств разного уровня американскому городу Детройту, расположенному на севере Соединенных Штатов в штате Мичиган. И если США, благодаря Генри Форду, по праву можно назвать родиной автопрома, то Детройт – сердце этой родины. Заводы Форда, Дюранта, братьев Додж, Паккарда и Крайслера превратили Детройт в автомобильную столицу мира.

главный офис корпорации General Motors

К слову сказать, далеко не всем представителям нового бизнеса удавалось выстоять в жесткой конкурентной борьбе – производство автомобилей, даже несложной конструкции, требовало существенных капиталовложений, которых у большинства предпринимателей, инженеров и конструкторов не было. Спонсоров найти тоже было не просто. Как это часто бывает, у обладателей тяжелых кошельков автомобили в то время особого интереса не вызывали - внимание приковывали лишь золотодобыча и нефтяной бизнес. Поэтому небольшие фирмы и компании периодически разорялись, перепродавались, меняя не только хозяев, но и названия. Чтобы чувствовать себя более уверенно, фирмы акционировались и объединялись в сообщества и корпорации.

Спустя некоторое время определились лидеры в этой лихорадочной бизнес-гонке - Генри Форд, Адам Опель, Рэнсом Олдс, Дэвид Бьюик и Генри Леланд (основатель компании Cadillac), которые сумели организовать производство автомобилей, вполне доступных по цене не только для очень богатых, но и для просто состоятельных граждан.

основатель корпорация General Motors Уильям Дюрант

Среди общей массы новоявленных автопроизводителей заметно выделялся энергичный бизнесмен Уильям Крапо Дюрант (англ. William Crapo Durant, 1861-1947), который начинал предпринимательскую деятельность в водопроводной компании города Флинт, а затем долгое время занимался производством конных карет, кэбов и колясок на собственной фирме. Дюрант одним из первых почувствовал приближение эры автомобилей, поскольку кэбы и коляски интересовали покупателей все реже, а улицы американских городов постепенно захватывали самоходные автомобили. Дюрант прекрасно понимал, что необходимо было как можно быстрее переориентировать свой бизнес и двигаться дальше в ногу со временем. Однако предложить рынку конкурентоспособный товар он не мог, в первую очередь – из-за ограниченных финансовых возможностей.

Наверное, успеху Дюранта способствовали невероятные амбиции в совокупности с изобретательностью предпринимателя и склонностью к авантюрам, которые помогли ему в осуществлении глобальных замыслов в новом бизнесе.
Конечной целью Дюранта была полная власть над всеми автомобильными компаниями США, которые, по его замыслу, надлежало сплотить в рамках единой корпорации. Быть может, уже тогда в его голове созрело название этой глобальной корпорации - General Motors (русскоязычное произношение - «Дженерал Моторс»).

Заветной мечте осуществиться было не так-то просто, но Дюрант оказался очень умелым и удачливым предпринимателем. Имеющихся у него в распоряжении финансов хватило на то, чтобы приобрести компанию Бьюика (Buick Motor Company) и еще ряд мелких убыточных машиностроительных фирм.
Конечно, это было далеко не то, о чем мечтал Дюрант, но, одержимый своей идеей, останавливаться на достигнутом он не собирался. Каждый раз он находил новых инвесторов и спонсоров, готовых финансировать его авантюры и скупать один за другим автомобилестроительные заводы и предприятия.

Официально история корпорации General Motors (GM) ведет свое начало с 16 сентября 1908 года, когда компания Durant-Dort Carriage окончательно объединилась с Buick Motor Company. Спустя два месяца после образования корпорации, 12 ноября 1908 года в ее состав вошла фирма Olds Motor Vehicle, один из старейших автопроизводителей США, с 1897 года выпускавший знаменитые «олдсмобили».
Еще через несколько месяцев GM приобрела половину Oakland Motor Car, а вскоре и полностью выкупила все предприятие. Через полгода, в июле 1909 года, корпорация купила компанию Cadillac за сумасшедшую по тем времена сумму – 5,5 млн. долларов.
Бизнесмен решил, что пришло время для создания крупной автомобильной корпорации. Свое новое детище Дюрант назвал General Motors Company.

На какие только ухищрения не шел отчаянный предприниматель, чтобы достичь заветной цели. Всеми правдами и неправдами он уговаривал банкиров предоставить ему огромные кредиты, ставя под залог все имущество компании.
Несколько раз GM оказывалась на грани банкротства, и лишь очередная авантюра Дюранта спасала его детище от окончательного разорения. Упрашивая кредиторов о новом займе, бизнесмен даже пообещал сложить с себя полномочия руководителя General Motors по их первому же требованию. В обмен на это компании был предоставлен кредит размером 15 млн. долларов.

автомобили General Motors

Свой триумфальный дебют General Motors, которой едва исполнился год, продолжила приобретением компаний AC Spark Plug и Rapid Motor Vehicle Company of Pontiac.
Однако вскоре череда славных побед внезапно прервалась на самом интересном месте, когда Дюрант запросил у банкиров ссуду в 9,5 млн. долларов на покупку знаменитой компании Ford Motor Co., но получил твердый отказ.
В конечном итоге по требованию кредиторов и акционеров Дюранту пришлось оставить свой пост, а между двумя американскими автогигантами - General Motors и Ford началось многолетнее конкурентное соперничество.

Тем временем изгнанный из собственного детища предприниматель не отчаивался и вместе с известным гонщиком Луи Шевроле в 1911 г. организовал новое предприятие – Chevrolet Motors Co, которое позже влилось в состав General Motors. Начинание оказалось столь успешным, что уже в 1915 г. у Дюранта хватило средств, чтобы вернуть себе General Motors, выкупив контрольный пакет акций.
Вернувшись с триумфом в «родное» кресло, Дюрант изменил название компании на General Motors Corporation и возглавлял ее до 1920 г., когда после очередных разногласий с ведущими акционерами ему вновь пришлось уйти, и на этот раз навсегда.
После того, как Дюрант покинул пост руководителя General Motors в 1920 году, его место занял Пьер Дюпон.

К тому времени General Motors уже на равных боролась с Ford за право называться крупнейшим автомобилестроительным предприятием не только США, но и всего мира: общий объем производства всех брендов корпорации достиг 367 тыс. автомобилей в год.

В 20-е годы прошлого века корпорация выходит на внешние рынки.
В 1918 г. открывается филиал в Канаде.
В 1920 году к корпорации была присоединена Dayton Engineering Laboratories, компания изобретателя стартера Чарльза Кеттеринга (Charles F. Kettering), при этом сам Кеттеринг стал научным директором General Motors.
В 1925 г. была приобретена британская компания Vauxhall, а в 1929 г. официально объявили о вхождении в состав General Motors немецкой фирмы Adam Opel под брендом Opel.

автомобиль Buick корпорации General Motors

К концу третьего десятилетия XX века корпорация прочно укрепилась на пьедестале лидера среди крупнейших автопроизводителей планеты. В 1929 г. ее предприятия выпустили чуть менее 2 млн машин. А в начале 30-х годов фирма вышла на рынок еще одного континента – Австралии, создав совместное производство с местным брендом Holden.
В 1936 г. объем выпуска General Motors перевалил за 2 миллиона автомобилей.

В отличие от своего основного конкурента Ford руководство General Motors сумело вовремя почувствовать новые настроения и тенденции требований клиентов, которым уже хотелось иметь не просто средство передвижения. Автовладельцы стремились к комфорту, и даже к роскоши. И General Motors быстро среагировала, начав выпускать широкий спектр автомобилей на любой вкус и кошелек.

Росту популярности способствовала и мудрая маркетинговая политика. Собрав под своей эгидой несколько именитых брендов, корпорация продолжала выпускать автомобили под полюбившимися покупателю марками. Так, приобретя Vauxhall и Opel в Европе, руководство решило обновить технологии и модельные ряды обеих марок, но сохранило их названия.

Начавшаяся в 1939 г. Вторая Мировая война негативно повлияла на объемы производства автомобилей в мире, что отразилось и на General Motors: заводам пришлось существенно сократить выпуск автомобилей из-за перехода на военную продукцию. Неприятности ждали и в Европе - корпорация практически потеряла свой дочерний бренд - Opel, национализированный германскими властями.
До минимального уровня производство упало в 1943 г., когда предприятия General Motors совместными усилиями смогли выпустить чуть более 300 тыс. автомобилей.

Тем не менее, корпорации удалось не просто выжить в таких сложных условиях, но и существенно расширить производство сразу после окончания Второй Мировой войны. Уже в 1946 г., объемы выпуска автомобилей вновь превысили один млн. единиц, а еще через три года эти показатели были практически удвоены. General Motors вновь заняла первое место среди мировых автопроизводителей и продолжала динамично развиваться.

До 2008 года на протяжении 77 лет General Motors - крупнейший производитель автомобилей в мире, и лишь в последнее десятилетие ее лидерство оспаривают такие известные гиганты автопрома, как Toyota и Volkswagen.

автомобиль Cadillac корпорации General Motors

Но вернемся к истории.
Автомобили во всем мире неуклонно совершенствовались, и 1950-е годы были отмечены рядом новаций, используемых в автомобилях, производимых General Motors. Все производимые бренды и марки стали доступны с автоматической коробкой передач, на автомобилях начали устанавливаться восьмицилиндровые двигатели, была улучшена аэродинамика машин, бортовая сеть была переведена с 6 на 12 вольт, появились усилители руля и тормозов, а также кондиционеры и ремни безопасности.

Однако рынок автомобилей развивался не только в США. Европейцы и азиаты составили американским автогигантам вполне достойную конкуренцию, предлагая на американский рынок автомобили высочайшего качества. С середины 1950-х всё большую популярность в США начали приобретать европейские автомобили.

На трудности General Motors отреагировала расширением сферы деятельности: корпорация начала заниматься бытовой техникой, страхованием, локомотивами, электроникой, подшипниками и финансовыми услугами, благодаря чему рентабельность инвестиций у General Motors в конце 1960-х заметно выросла.

В 1974 году в США был принят закон, вводивший жёсткие ограничения на загрязнение воздуха, что сильно ударило по General Motors, также как по Ford и Chrysler.

В 1980-х годах выручка GM продолжала неуклонно снижаться, тем не менее, было потрачено более 60 млрд. долларов на обновление модельного ряда автомобилей, а также на модернизацию заводов.
Бизнес шел своим чередом. К началу 80-х General Motors имела отделения практически по всему миру – в Бразилии, Мексике, Южной Африке, затем они открылись в Китае и России.

В 1984 году была куплена компания Electronic Data Systems (связь и хранение данных), а в 1986 году самолетостроительная компания Hughes Aircraft.

В 1990 году General Motors приобрела 50-процентную долю акций у шведского автопроизводителя Saab Automobile AB, тогда же была создана дочерняя компания по производству малолитражных автомобилей в Теннесси Saturn Corporation.
За три года (1990-1992) чистый убыток корпорации составил в сумме 30 млрд. долларов, доля на рынке США сократилась до 35%.

***



В 1992 году корпорацию General Motors возглавил Джэк Смит, которому доверили дело возрождения автомобильного гиганта. Уже в том же году численность персонала в центральном офисе была сокращена с 13500 до 2300 сотрудников, к 1996 году было закрыто 24 завода и уволено 65 тысяч работников, проданы подразделения по производству деталей.
Эти меры, а также снижение курса доллара (что делало импортные товары дороже), позволило в 1993 году получить чистую прибыль 2,47 млрд. долларов при обороте 138,22 млрд. долларов, а в 1995 году чистая прибыль составила 6,88 млрд. долларов при рекордной выручке 163,86 млрд. долларов.
Однако доля на рынке продолжала неуклонно падать (ниже 30% в 1999 году).

автомобиль Chevrolet корпорации General Motors

Сокращение доли на внутреннем рынке корпорация попыталась компенсировать расширением присутствия на азиатском и европейском рынке: в 1999 году была куплена 20-процентная доля в Fuji Heavy Industries, производителей автомобилей Subaru; в 2000 году также 20% в компании Fiat Auto S.p.A. и установлен полный контроль над Saab; в 2002 году куплена часть южнокорейской Daewoo Motor Company.

В конце первого десятилетия XXI века финансовое состояние GM ухудшилось катастрофически. 1 июня 2009 года компания приступила к процедуре банкротства (статья 11-я федерального закона США о банкротстве) – в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий иск.
Согласно условиям банкротства, правительство США предоставило компании около 30 млрд. долларов, а взамен получило 60% акций концерна, правительство Канады - 12% акций за 9,5 млрд. долларов, Объединенный профсоюз работников автомобильной промышленности США (ОПРАП) - 17,5% акций. Остальные 10,5% акций разделили между собой крупнейшие кредиторы концерна.
10 июля 2009 года была создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company.

Предполагалось, что после банкротства концерн будет разделен на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую - наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В частности, в 2009 году GM планировала продать убыточный Opel, и одним из претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка.
Однако в начале ноября General Motors приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей.

автомобили General Motors

Не обошли стороной корпорацию и громкие скандалы, когда разъяренные потребители, недовольные качеством машин, забрасывали суды многомиллионными исками.
Пожалуй, одним из самых знаменитых процессов против General Motors стало дело Патрисии Андерсон, рассмотренное в 1999 году. Из-за какой-то чудовищной неисправности автомобиль этой 31-летней женщины, в котором она находилась вместе со своими детьми, попросту взорвался. По счастливой случайности все остались живы.
Разгневанная госпожа Андерсон подала иск против корпорации General Motors и потребовала от руководства компании в качестве компенсации причиненного физического ущерба колоссальную сумму - 5 млрд. долларов. Суд полностью удовлетворил ее требования, постановив GM дополнительно заплатить этой семье 107 млн. долларов за моральные страдания.

Что же касается государственных органов, то с ними General Motors повезло больше. В ее истории не было ни одного крупного антимонопольного скандала. Корпорация даже несколько раз целенаправленно отказывалась от выгодных сделок, чтобы не привлечь к себе лишнее внимание антимонопольных ведомств. Впрочем, злые языки поговаривают, что своей «бесконфликтной» историей эта гигантская корпорация обязана не только стратегическому гению своих руководителей.
Истоки этих слухов поясняет известная в США поговорка: «Что выгодно General Motors, то выгодно государству». Авторство этих слов приписывают министру обороны США Чарльзу Уилсону, который пришел на этот пост прямиком из президентского кресла General Motors. Правда, никаких компрометирующих компанию сведений правовая история не сохранила, и она благополучно избежала серьезных преследований со стороны государственных структур все время своего существования.

автомобили GMC компании General Motors

Тем не менее, можно сделать вывод, что авантюрная затея Уильяма Дюранта – собрать под крылом своей корпорации всех производителей автомобилей планеты так и не достигла окончательной цели. Во всем мире в настоящее время успешно развиваются десятки автомобильных компаний и корпораций; некоторые из них не уступают General Motors по объемам выпускаемой продукции, а зачастую даже превосходят знаменитого американского колосса по основным производственно-экономическим показателям.

В настоящее время американскому концерну General Motors принадлежат следующие автомобильные бренды и марки:

  • Alpheon
  • Buick
  • Cadillac
  • Chevrolet
  • GMC (поставляет продукцию на рынки США и Канады)
  • Holden (Chevrolet для рынка Австралии)
  • Opel
  • Vauxhall (Opel для рынка Великобритании)

Принадлежавшие ранее компании и бренды - Oldsmobile, Pontiac, Hummer, Saturn, Asüna, Acadian, Geo в настоящее время ликвидированы по причинам убыточности.
Самые прибыльные и успешные компании General Motors - Cadillac (Кадиллак) и Chevrolet (Шевроле).

Штаб-квартира корпорации расположена в месте ее зарождения – городе Детройт, штат Мичиган. Президентом является Дэниел Амманн, председатель совета директоров – Мэри Барра.

автомобиль Vauxhall

Самые крупные держатели акций корпорации - министерство финансов США (примерно 35% акций), Объединенный профсоюз работников автомобильной промышленности США (более 10% акций) и Canada Gen Investments (более 9% акций).

Численность сотрудников в 2015 году составила более 216 тыс. человек, а чистая прибыль корпорации в 2017 году составила более 19 млрд. долларов при обороте 166,5 млрд. долларов.

Около пятой части доходов от продаж продукции и предоставляемых услуг составляет федеральный клиентский сектор обслуживания военных заказов (без учёта иностранных заказчиков американского вооружения и военной техники)

Сегодня General Motors наладила производство в 35 странах, продажа автомобилей организована в 192 странах, а общее число сотрудников корпорации достигает 220 тыс. человек.
Подразделения компании и ее деловые партнеры работают с целой группой брендов: Baojun, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Isuzu, Jiefang, Opel, Vauxhall и Wuling.
General Motors являлась держателем крупнейшего пакета акций компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Daewoo), которая была упразднена в начале 2011 года.

General Motors в нашей стране

С нашей страной General Motors связывают давние деловые отношения. Автомобили Oldsmobile и Chevrolet, к примеру, были известны еще в царской России.
После Октябрьской революции отношения прервались, но в конце 20-х, когда СССР собирался создавать собственные автозаводы, компания участвовала в объявленном с этой целью конкурсе. Правда, тогда советское правительство выбрало в качестве партнера Ford.

автомобиль Chevrolet Niva

Позже General Motors осуществляла с СССР эпизодические контакты, а в 1992 г. открыла свое представительство в постсоветской России. Первыми на отечественный рынок вышли бренды Opel, Chevrolet и Cadillac.
В 2002 г. появилось и первое совместное предприятие – ЗАО “GM-АвтоВАЗ”, ныне выпускающий модель Chevrolet Niva.

Кроме того, компании принадлежит сборочный завод GM Auto в Санкт-Петербурге, открытый в 2008 г. Инвестиции в него превысили 300 млн долларов, мощность предприятия - 60 тыс. автомобилей в год с перспективой роста. Завод выпускает такие модели, как Chevrolet Captiva и Cruze, Opel Antara и Astra.

***

Ford Motor Company