Устройство автомобилей



Концерн Mazda Motor Corporation




Mazda - «владыка мечты»

Как и многие современные автомобилестроительные гиганты, в далеком прошлом компания «Мазда» начинала свой бизнес с изделий, не имеющих к автомобилям никакого отношения. Она производила и поставляла на японский рынок строительные материалы из пробкового дерева. Но давайте по порядку.

автомобили Мазда

Малоизвестная строительная компания Abemaki, производившая пробковые изделия в японском городе Хиросима, к 1920 году разорилась, и ее, опираясь на средства инвесторов, приобрел некий Дзюдзиро Мацуда (яп. 松田 重次郎, 1875-1952) – сын простого рыбака, имя которого вскоре станет известным всему мировому автопрому.

Мацуда назвал свою компанию Toyo Cork Kogyo Ltd., и ее основной продукцией на заре деятельности были изделия из все той же пробки (англ. «Cork» - «пробка»).
основатель концерна Мазда Поскольку «пробковый» бизнес не сулил больших прибылей, несколько лет спустя Мацуда проявил интерес к машиностроению, и наладил выпуск промышленного оборудования, а чуть позже выпустил первую партию мотоциклов.

В 1927 году компанию переименовали в Toyo Kogyo, избавившись от напоминаний о «пробке», а с 1931 года компания получила новое имя - Mazda в честь верховного зороастрийского бога Ахура Мазда, имя которого в дословном переводе означает - «Владыка мысли» или (в контексте) «Владыка мечты». Немаловажной причиной выбора такого необычного названия явилось то, что оно было созвучно с фамилией основателя концерна - Мацуда.

После того, как в 1930 году один из мотоциклов компании победил в мотогонках, ее продукция заинтересовала покупателей, и Мазда занялась производством транспортных средств.
Вплоть до Второй Мировой войны компания выпускала мотоциклы и трициклы – небольшие трехколесные грузовики, заимствовав многие элементы конструкции этих машин у зарубежных конкурентов.Тем не менее, продукция Мазды пользовалась определенным спросом, и даже экспортировалась в Китай.

Еще до начала Второй Мировой войны Мацуда пытался создать несколько концептов легковых автомобилей, но до серийного производства дело не дошло.

Война закончилась для Хиросимы трагически – американские атомные бомбы изуродовали город, но завод компании Mazda пострадал не критично, и его вскоре удалось восстановить. Уже в 1948 году компания начала вновь выпускать трехколесные грузовики, а чуть позже - небольшие пожарные машины и полноразмерные грузовые автомобили.

С 1949 года президентом компании стал сын Дзюдзиро Мацуда - Тэнудзи, продолжив дело отца, который умер спустя некоторое время в 1952 году.

Легковые автомобили компания Мазда начала выпускать лишь в 1960 году. Причиной такой задержки производства легковушек был крайне низкий уровень благосостояния большинства японцев, и приобрести даже недорогой автомобиль по средствам было далеко не каждому. Но время шло, послевоенные экономические «раны» заживали, и Япония начала подниматься с колен, восстанавливая разрушенную промышленность и экономику. Поднималось и благосостояние среднестатистических японцев.

первый автомобиль Мазда

Первой легковой моделью компании стал автомобиль «Mazda R360», оснащенный двухцилиндровым двигателем, расположенным сзади. Машина имела двухдверный четырехместный кузов, простую конструкцию двигателя и агрегатов, но главное для широкой массы покупателей - была недорогой и удобной для эксплуатации в городе.

Начиная с 1961 и до 1963 года компания налаживает производство роторно-поршневых двигателей (РПД) конструкции Феликса Ванкеля, заключив соглашение о сотрудничестве и немецкой компанией «NSU», владевшей лицензией на этот двигатель.
С этого времени и до глобального нефтяного кризиса в 1974 году многие легковые автомобили «Мазда» комплектовались роторно-поршневыми двигателями, которые стали ее фирменным «коньком».
Топливный кризис выявил существенные недостатки РПД – относительно высокий расход топлива по сравнению с поршневыми двигателями классической конструкции и повышенный расход моторного масла.
Тем не менее, почти полвека роторно-поршневые двигатели являлись своеобразной визитной карточкой легковых автомобилей «Mazda».
Последняя модель корпорации с роторным двигателем - «Mazda RX-8» снята с производства в 2012 году - в упорной борьбе поршень одержал победу над ротором.
Впрочем, вполне возможно, конструкция РПД будет усовершенствована технологически, и двигатель обретет вторую жизнь.
Так, возвращение роторного мотора прогнозируют для автомобилей, оборудованных гибридными силовыми установками. В таких автомобилях небольшой двигатель внутреннего сгорания используется в качестве резервного источника энергии. И для этих целей роторный двигатель окажется очень кстати - небольших габаритов и массы, хорошо сбалансированный.
Есть информация, что в Калифорнии экспериментируют с роторным двигателем, работающим на пропане, что тоже является перспективной разработкой.
Так что битву на поле двигателестроения завершенной считать преждевременно.

В 1961 году компанией был выпущен компактный пикап «Mazda Proceed» (B-series 1500). Через год – модель «Carol-360», своим дизайном повторявшая модель «Anglia» американской компании «Форд».
Уже в 1963 году общее количество выпущенных автомобилей достигло 1 миллиона.

автомобили Мазда

Экспорт автомобилей за рубеж был начат с продаж универсала «Mazda Familia» в Новую Зеландию, эта же машина в двух кузовных версиях дебютировала в 1967 году на Европейском рынке.
Тогда же в производство пошёл первый серийный автомобиль компании с РПД, «Mazda Cosmo Sport». К 1970 году Mazda выпустила уже 100 000 автомобилей с двигателями такого типа.

В 1967 году дебютировало спортивное купе «Mazda Savanna RX-7». Тогда же часть акций компании Mazda была приобретена американским концерном Ford Motor, с которым заключается долгосрочное соглашение с целью улучшения конкурентоспособности автомобилей.
Первым масштабным совместным проектом концернов стало семейство «Mazda Bongo» 1983 модельного года.
Кроме этого, в 1969 году Mazda вступила в сотрудничество с Ford в области совместного производства автоматических трансмиссий, открыла сборочный завод в Новой Зеландии, а в 1970 году начался экспорт автомобилей в США.

автомобили компании Мазда

В 1975, 1976 и 1977 годах Род Миллен выиграл национальное ралли Новой Зеландии на «RX-3», а в 1978 появилась модель «Savanna RX-7». При ее создании были использованы все плюсы роторных двигателей; она стала самым быстрым автомобилем в модельном ряду «Mazda» – 105-сильный мотор разгонял машину до 200 км/ч.
Тогда же, в 1978 году, был выпущен миллионный автомобиль с роторно-поршневым двигателем.
В 1979 году Род Миллен уехал в США и стал там чемпионом по ралли, выиграв гонки на автомобиле «Mazda RX-7» два года подряд.

В 1980 году «Mazda Familia» стала автомобилем года в Японии.
Автомобильная марка «Mazda» в это время уже заняла твердые позиции на мировом рынке. В США и Европе в 1981 году открылись ее представительства, а в 1982 году автомобилем года в Японии стала «Capella». Она же в 1983 году была признана лучшим импортным автомобилем в журнале «Motor Trend» и получила множество престижных зарубежных наград.
В эти же годы появилось новое семейство микроавтобусов – «Bongo/Bongo Brawny».

автомобиль Мазда Х5

Вскоре Mazda вступает в финансовый союз с Kia Motors, купив 8% ее активов.

В 1984 году компания сменила официальное название на Mazda Motor Corporation, став корпорацией.

В 1986 году журнал «Motor Trend» назвал «Savanna RX-7» импортным автомобилем года.
Тогда же эта модель установила национальный рекорд скорости в Бонневиле – 383.724 км/ч в классе SCTA’s C/Grand Touring.

В середине 80-х Mazda разрабатывает новую технологию окрашивания – покрытие Hi-Reflex.
На автосалоне 1989 года в Чикаго Mazda представила родстер «MX-5 Miata». Благодаря удачному дизайну и невысокой цене эта модель завоевала огромную популярность в США и других странах.
Чуть позже Mazda начала импортировать в Японию «Citroen BX», а в следующем, 1990 году – «Citroen AX».

***



В то же время бурно развивается экологическое направление деятельности компании: принимается «Глобальная экологическая хартия Mazda», разрабатывается новый нейтрализующий катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а также первый в мире пластиковый композит многократной переработки.
В Германии и Японии открываются экспериментальные заводы по сборке и вторичному использованию пластмассовых бамперов.

В 1991 году единственный раз за всю историю в престижной 24-часовой гонке «Le Mans» победу одержал автомобиль «Mazda 787B» с роторно-поршневым двигателем.

автомобиль Mazda MX-5 Miata

В 1994 году Mazda разрабатывает грузовик, работающий на сжатом газе, а также электромобиль на базе фургона E-класса, и корпорация первой среди японских автопроизводителей получает экологический сертификат ISO 9002.

В 1995 году общее количество выпущенных автомобилей модели «Familia» в Японии достигает 10 миллионов при общем количестве выпущенных автомобилей Mazda в 30 миллионов.
Открывается представительство в Португалии.
Mazda начинает тестирование водородных автомобилей на дорогах общего пользования; начинает продаваться новая модель «Bongo Friendee».

На европейском рынке начала продаваться модель «121», произведенная на заводах Ford.
Mazda запустила систему «Mazda Digital Innovation (MDI)» – информационную технологию, позволяющую радикально обновить все стадии производства автомобилей – от планирования до сборки
И вновь первой среди японских автопроизводителей Mazda получила сертификат ISO 9001.

автомобиль Mazda Shinari

В 1997 году корпорация поменяла логотип, который и использует в настоящее время.

В следующем, 1998 году Mazda вступила в альянс Ford/Daimler-Benz/Ballard с целью разработки технологии топливных ячеек, усиливает свое присутствие на европейском рынке, начинает производство маленьких турбодизельных двигателей с непосредственным впрыском. Разрабатывается модель «Demio FCEV», работающая на топливных ячейках.

«Mazda Roadster» в 2000-м году получила совершенно новый дизайн кузова и попала в книгу рекордов Гиннесса.

В 2010 году в Милане был презентован концепт-кар «Mazda Shinari», который стал предвестником иного дизайнерского направления, нового лица марки. Новый фирменный стиль получил название «Kodo», что в вольном переводе означает «дух движения».

Инженеры корпорации работают над созданием легковых электромобилей, выпуск которых планируется наладить уже в 2019 году.

В настоящее время Mazda отказалась от выпуска люксовых автомобилей (которые в ее модельном ряду были представлены седаном Millenia). Основной упор в производстве делается на легковые автомобили малого и среднего класса, а также спортивные модели, что руководство Mazda считает более перспективным и эффективным для дальнейшего развития компании.
В гамме спортивных моделей на смену всемирно известной модели «RX-7» пришла «RX-8», а затем и «RX-9».

автомобиль Мазда

В наши дни корпорация Mazda по праву может считаться автопроизводителем мирового масштаба – сборочные заводы в более чем двух десятках стран планеты позволяют ей экспортировать свои автомобили в 120 государств мира.

Mazda в России

Соглашение между Mazda и Минэкономразвития России о промышленной сборке автомобилей, предусматривающее создание автосборочного производства в Приморском крае, было заключено июне 2011 года.

В апреле 2012 года Mazda и российский автопроизводитель Sollers подписали соглашение о создании совместного автосборочного предприятия во Владивостоке. Было создано совместное предприятие, где партнеры получили равные доли. Уже в сентябре состоялась церемония открытия нового совместного предприятия ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус».

Серийное производство запущено в октябре 2012 года. На первом этапе совместное предприятие будет выпускать две модели автомобилей: кроссовер Mazda CX-5 и новый седан Mazda 6.
Производственная мощность предприятия составит 50 тыс. автомобилей в год, проектная мощность составляет 100 тыс. автомобилей.
Собранные автомобили будут продаваться через дилерскую сеть Mazda по всей России.

автомобиль Мазда

В сентябре 2016 года «МСМР» и Минпромторг РФ подписали специальный инвестиционный контракт на строительство завода двигателей Mazda во Владивостоке. Завод начал выпуск продукции с сентября 2018 года и специализируется на производстве бензиновых четырехцилиндровых двигателей экологического стандарта Евро-5.
Проектная мощность завода составляет 50 тыс. единиц в год.

***

Корпорация General Motors (GM)



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты