Устройство автомобилей



Компания Daimler AG - потомок Mercedes-Benz




«Mercedes-Benz» (русск. «Мерседес-Бенц»), пожалуй, наиболее известный автомобильный бренд не только среди автолюбителей, экспертов и специалистов, но и среди простых обывателей. автомобильная компания Mercedes-Benz С популярностью этого бренда может поспорить лишь японская «Тойота», да и то – в азиатских странах, где этот знаменитый автопроизводитель более популярен, чем именитый европейский конкурент. Так или иначе, во всех уголках нашей планеты считается, что под брендом «Мерседес-Бенц» выпускается только высококачественная и элитная автотранспортная продукция.

История создания «Мерседес-Бенц» насыщена множеством интересных фактов и событий. Знаменитый ныне бренд возник в 1926 году в результате слияния двух европейских автомобильных производств - «Daimler-Motoren-Gesellschaft» («DMG») и «Benz & Cie». Вновь созданному концерну основатели дали название «Daimler-Benz», которое в дальнейшем претерпевало ряд изменений, и в настоящее время компания носит название «Daimler AG», при этом автомобили, выпускаемые компанией, бессменно носят брендовое имя - «Mercedes-Benz».

Если же копнуть глубже, то история основания корпорации берет свое начало задолго до 1926 года. Пожалуй, правильнее будет связать основание знаменитого бренда с созданием первого в мире автомобиля, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, который увидел свет в 1886 году благодаря своему «родителю» - талантливому немецкому инженеру Карлу Бенцу.
Первенец мирового автопрома представлял собой примитивную трехколесную повозку, оснащенную бензиновым двигателем внутреннего сгорания по образу мотора, созданного еще в 1864 году немецким инженером Андреасом Отто. Крохотный движок развивал мощность менее 1 л. с., но, тем не менее, позволял оригинальной повозке перемещаться с «бешеной» скоростью до 16 км/ч.

Впрочем, будет не справедливо рассматривать в качестве основного партнера фирмы «Daimler-Benz» только Карла Бенца и его автопроизводство. Давайте пройдем этапы становления каждого из партнеров на тернистом пути к славе и известности до самого слияния в знаменитую корпорацию.

Автомобильное производство Карла Бенца

История создания бренда «Mercedes Benz» начинается с знаменательного события, когда 39-летним Карлом Бенцем, инженером из Мангейма (Германия) была зарегистрирована фирма «Benz & Cie».
Карл Бенц - создатель первого в мире автомобиля с двигателем внутреннего сгорания Именно здесь К. Бенц сконструировал в 1886 году свой первый автомобиль - трёхколёсную самоходную карету, которая считается первым в мире автомобилем, оснащенным двигателем внутреннего сгорания.

Карл Фридрих Бенц (нем. Karl Friedrich Michael Benz) родился 25 ноября 1844 года в Мюльбурге, Германия. Отец Карла, машинист поезда, умер от простуды, когда сыну было всего два года. Родители хотели дать сыну достойное образование. По окончании начальной школы в Карлсруэ Карл в 1853 году поступил в технический лицей (ныне гимназия Бисмарка), а затем - в политехнический университет.
В возрасте 19 лет он закончил факультет технической механики университета Карлсруэ. Последующие годы он работал на различных предприятиях в Карлсруэ, Мангейме, Пфорцгейме и даже некоторое время в Вене.

В 1871 году совместно с Августом Риттером организовал механическую мастерскую в Мангейме. Вскоре Карл Бенц выкупил долю компаньона, став единоличным владельцем бизнеса.
В своей мастерской Карл Бенц приступил к созданию двигателей внутреннего сгорания. В декабре 1878 года он получил патент на двухтактный бензиновый двигатель.
Вскоре Карл Бенц запатентовал многие узлы и системы будущего автомобиля: акселератор, систему зажигания, работающую от батареи и свечу зажигания, карбюратор, сцепление, коробку передач и водяной радиатор охлаждения.

В 1882 году К. Бенц организовал акционерное предприятие «Gasmotoren Fabrik Mannheim», но уже в 1883 году покинул его.
В 1883 году на основе велосипедной мастерской организовал компанию «Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik», известную также как «Benz & Cie».

Компания начала производить и продавать бензиновые двигатели. Здесь же талантливый инженер сконструировал свой первый автомобиль, получивший название «Motorwagen». Работу над конструкцией своего детища Бенц проводил в тайне, опасаясь, что конкуренты опередят его. После изготовления автомобиля Бенц запатентовал особенности его конструкции.
Первенец автопрома представлял собой трехколесную повозку, оснащенную четырехтактным двигателем внутреннего сгорания и трансмиссией в виде цепной передачи с приводом на задние колеса.
Кстати, история упоминает любопытный факт, что однажды летом 1888 года жена Бенца - Берта с сыновьями угнали отцовскую машину, проехав на ней почти 200 км из Мангейма в Пфорцгейм и обратно – колоссальное для того времени расстояние! Путь был нелегким - бензин приходилось покупать в аптеках (АЗС тогда еще не было), а из-за отсутствия в «Моторвагене» коробки передач сыновям приходилось подталкивать машину на подъемах. Как бы то ни было, «нелегальное» путешествие семейства Бенц послужило хорошей рекламой отцовскому бизнесу.

первый автомобиль Карла Бенца

Тем не менее, автомобильный бизнес на этапе становления не приносил Бенцу существенных дивидендов - в период с 1886 по 1893 годы было продано всего около 25 автомобилей типа «Motorwagen».

В 1893 году был создан четырехколесный двухместный автомобиль «Victoria» с двигателем мощностью 3 л. с., развивавший скорость до 20 км/ч. Продажи этой машины были более успешными - за первый год было продано 45 автомобилей «Victoria».

В 1894 году начали выпускаться автомобили модели «Velo», через год был создан первый грузовик, а также первые в истории автобусы.

В 1897 году К. Бенц разработал 2-цилиндровый двигатель оригинальной конструкции с горизонтальным расположением цилиндров, известный в настоящее время как оппозитный двигатель.

Фирма «Benz» вскоре добилась признания и высокой популярности среди покупателей благодаря высоким спортивным результатам разрабатываемых ею автомобилей, и после длительного периода неудач для Карла Бенца наступили более счастливые времена.
В 1914 году технический университет Карлсруэ присвоил Карлу Бенцу звание почётного доктора.

автомобиль Карла Бенца «Victoria»

28 июня 1926 года компания Карла Бенца «Benz & Cie» и «DMG» Даймлера объединились, образовав концерн «Daimler-Benz» (ныне «Daimler AG»), переименовав все свои автомобили в «Mercedes-Benz» в честь самой популярной модели «DMG» - 35-сильной «Mercedes» 1902 года выпуска, и в честь Карла Бенца.
На логотипе вновь созданной корпорации объединились трёхконечная звезда Даймлера («двигатели для земли, воздуха и воды») и лавровая веточка с эмблемы «Benz & Cie».

В общей сложности до слияния с Даймлером компанией «Benz & Cie» было выпущено около 48 тысяч автотранспортных средств разного назначения – легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.

Карл Бенц умер 4 апреля 1929 года в Ладенбурге от последствий перенесённого воспаления лёгких.

Компания Даймлера и Майбаха

Бенц был не одинок на заре становления своего автопроизводства среди европейских бизнесменов. Буквально тремя годами позже него, в 1889 году Готлиб Вильгельм Даймлер (нем. Gottlieb Wilhelm Daimler) и его партнер Вильгельм Майбах (нем. August Wilhelm Maybach) в Штутгарте сооружают свой образец автомобиля, напоминающий карету без лошади.

первый автомобиль Готлиба Даймера

Успешное производство моторизованных транспортных средств Даймлер и Готлиб освоили даже раньше К. Бенца. В конце 1885 года партреры сконструировали свой первый бензиновый двигатель, и в августе этого же Даймлер запатентовал первый мотоцикл «Daimler Reitwagen», установив небольшой двигатель на деревянную раму с деревянными колёсами.
Историей развития автобизнеса Даймлера упоминается еще один любопытный факт - 8 марта 1886 года Даймлер и Майбах изготовили в качестве подарка на день рождения госпоже Даймлер оригинальную карету, которая могла передвигаться сама, без лошади. Место кучера в «карете» занимал шофер.
На эту карету Майбах установил двигатель мощностью 1,5 л. с., трансмиссия представляла собой ременную передачу, а скорость диковинной «кареты» достигала 16 км/ч.

В 1887 году Даймлер и Майбах сделали и испытали также лодочный мотор, и двигатели для лодок некоторое время были главной продукцией фирмы.
10 августа 1888 года случилось еще одно интересное событие - совершил полет воздушный шар, впервые приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания, который был создан компанией Даймлера и Майбаха.

В 1890 году Даймлер организовал компанию «Daimler-Motoren-Gesellschaft» («DMG»), занятой производством двигателей для машин, способных передвигаться «на земле, в небесах и на море». Этот лозунг впоследствии стал основой для знаменитой трехконечной звезды - логотипа современной компании «Mercedes-Benz».

28 ноября 1890 года «DMG» была преобразована в акционерное общество, а чуть позже – в феврале 1891 года В. Майбах вышел из состава акционерного общества и продолжал работу самостоятельно.

основатели компании DMG

В 1892 году был продан первый автомобиль акционерного общества. Далее последовала череда неприятных и приятных событий - инфаркт, явившийся причиной лечения в Италии, и женитьба с Линой Хартманн в июле 1893 года.
В том же 1893 году Даймлер ушел из компании «DMG», оставив ей все свои патенты за предыдущие тридцать лет деятельности.

В 1894 году Майбах, Даймлер и его сын Пауль построили третий двигатель «Феникс».
В 1894 году лицензию на двигатель и на бренд «Даймлер» купил английский предприниматель Ф. Симмс. Изначально эта компания продавала в Англии автомобили фирмы «DMG», а затем начала выпускать под именем «Даймлер» автомобили собственной конструкции, поэтому вся последующая продукция бренда «Даймлер» - это автомобили британского производства.
В качестве небольшой справки - до 1950 года автомобили для британской королевской семьи изготавливались только фирмой «Даймлер».
В 1960 году компания «Даймлер» слилась с компанией «Jaguar».

Знаменательное событие с брендом «Даймлер» случилось еще на заре становления производства, в далеком 1899 году, когда был выпущен первый автомобиль фирмы «DMG» под названием «Мерседес» - Mercedes-35PS. Под таким псевдонимом выступал бизнесмен и автогонщик Эмиль Еллинек (нем. Emil Jellinek), ставший впоследствии торговым представителем компании Даймлера, а «Мерседес» (исп. Mercédès) - испанское имя дочери Еллинека от первого брака.
Название «Mercedes» в сентябре 1902 года было зарегистрировано в качестве торговой марки фирмы. Так началась история бренда, ставшего синонимом самого надежного и элитного автомобиля современности.

первый Мерседес

Происхождение трехлучевой звезды «DMG» имеет несколько версий. По одной из них, чтобы прекратить спор Еллинека, Майбаха и Даймлера о будущей эмблеме, дочь Еллинека - Мерседес попросила их не ругаться и скрестить свои трости в знак примирения. Образовавшаяся в результате скрещивания тростей трехлучевая звезда неожиданно понравилась спорщикам, и впоследствии была утверждена логотипом фирмы.
Более правдоподобно выглядит утверждение о том, что трехконечная звезда была выбрана как символ устремления фирмы выпускать свою продукцию для использования на земле, в небесах и на море.
Впрочем, это далеко не полный перечень версий появления знаменитой ныне эмблемы.
Достоверно известно, что в 1909 г. компанией «DMG» зарегистрированы в качестве торгового знака два варианта звезд - четырёх- и трёхлучевая, но впоследствии использовалось только последняя.
Последующая история логотипа завершилась тем, что после объединения двух фирм к трехконечной звезде добавили лавровый венок, вверху надпись «Mercedes» и имя «Benz» снизу. В дальнейшем венок заменили стильным кольцом.

эмблемы фирмы Мерседес-Бенц

Созданный Майбахом «Mercedes-35PS» оснащался четырёхцилиндровым двигателем мощностью 35 л. с., имел классическую компоновку узлов и изящную внешность.
В дальнейшем «DMG» выпустило более совершенную конструкцию, которую создал другой конструктор фирмы – знаменитый Фердинанд Порше, будущий создатель престижнейших скоростных автомобилей. В 1924 году им сконструирован настоящий шедевр - «Mercedes-24.100.140 PS», двигатель которого развивал колоссальную по тем временам мощность до 140 л. с.
Всего компанией «Daimler-Motoren-Gesellschaft» («DMG») к моменту объединения с бизнесом К. Бенца было произведено 148 тысяч автомобилей.

Готтлиб Даймлер умер 6 марта 1900 года и был похоронен на местном кладбище Уфф-Кирххоф (нем. Uff-Kirchhof). Там же в 1929 году был похоронен его сподвижник - А́вгуст Вильгельм Майбах.




Дальнейшее развитие событий

Годом рождения бренда «Mercedes-Benz» можно считать 1926 г. Произошло слияние, и новый концерн «Daimler-Benz» (ныне «Daimler AG») получил возможность эффективно использовать знания, опыт и умения конструкторов обеих фирм. Руководителем корпорации стал Фердинанд Порше. Благодаря этому талантливому инженеру и бизнесмену производственная программа корпорации была полностью обновлена.
В качестве основы для будущих автомобилей он взял последние модели «Daimler». Первой разработкой стала так называемая «компрессорная серия». Машины с 6-цилиндовыми двигателями объемом в 6240 см3 не могли не стать популярными. Этому автомобилю даже дали название «смертельная ловушка» благодаря огромной (на то время) мощности и скорости - модель могла разгоняться до 145 км/ч.

автомобили компании Mercedes-Benz

Но в 1928 г. Порше ушел из компании, уступив пост Гансу Нибелю (нем. Hans Nibel), которого спустя семь лет (в 1935 г.) сменил Макс Заллер (нем. Max Sailer).
Компания к тому времени уже производила элитные автомобили, которые приобретались как зарубежными высокопоставленными персонами и лидерами государств, так и руководителями нацистской Германии.
Одна из таких элитных моделей - «Mercedes-Benz 770 (W150)», имеющий просторный (опционально – бронированный) салон, мощный двигатель и запас хода по топливу, настолько приглянулся Адольфу Гитлеру, что концерну было поручено изготовить специальную партию таких машин для нацистского руководства.

С 1937 года «Daimler-Benz AG» увеличило производство предметов вооружения, и ее финансовое положение было более чем благополучным.

Военные годы

Во время Второй мировой войны «Daimler-Benz», кроме выпуска автомобильной техники, также занималась производством двигателей для самолётов, танков и подводных лодок. Кроме того, компания производила детали для немецкого оружия, среди которых особо выделялись стволы для винтовки Маузера.
И всё было неплохо до сентября 1944-го года, когда двухнедельная воздушная бомбардировка англо-американских ВВС разрушила производственные мощности концерна практически полностью. На том месте, где был завод, остались лишь руины. Главный цех, что базировался в Штутгарте, разрушили на 70 процентов, а кузовной и моторный цеха, находившиеся в Зиндельфингене, пострадали ещё больше. Цех грузовиков, находившийся в Гаггенау был практически уничтожен. Совет директоров объявил, что концерн «Даймлер-Бенц» физически больше не существует.

Восстановление производства после войны

После окончания войны в 1945 году концерн «Daimler-Benz AG» потерял все иностранные дочерние компании, филиалы и отделения, а также все активы на территориях, оккупированных советскими войсками.

автомобили фирмы Mercedes-Benz

Но на этом история «Daimler-Benz» не завершилась - полуразрушенная корпорация начала новый виток своего развития.
В послевоенные годы началось восстановление всех разрушенных заводов. На это ушло определенное время, и производство удалось возобновить лишь в начале лета 1946-го.
Первой моделью, выпущенной после войны, стал малолитражный седан, известный как «W136». Именно с этой модели началась послевоенная история корпорации.

В 1949-м провели крупную модернизацию. Начали выпускать не только седаны, но и кабриолеты, а также универсалы. Появились версии с дизельными двигателями. Послевоенные годы были трудными для фирмы, тем не менее, благодаря таланту и настойчивости руководителей, инженеров и специалистов, компания вскоре стала ведущим концерном по производству автомобилей во всей Западной Европе.

Дальнейшее развитие компании

На фоне финансовых и инженерных проблем, связанных с военными разрушениями, компания никогда не забывала своих амбиций как производителя роскошных автомобилей.

В ноябре 1951 года, во время Парижского автосалона, дебютирует представительский лимузин «300» с мощным шестицилиндровым 3-литровым двигателем. Благодаря яркой внешности, ручной высококачественной сборке, наличию радио, телефона и других технических новшеств модель получила огромный успех у политиков, знаменитостей и крупных бизнесменов. Один из экземпляров принадлежал Конраду Аденауэру, федеральному канцлеру ФРГ, в честь которого автомобили стали называть «Аденауэрами».

Модель постоянно модернизировалась, поскольку собиралась вручную. В 1954 году выходит «300b» с новыми тормозными барабанами и передними форточками, в 1955-м – «300с» с автоматической трансмиссией, а также «300Sc» с революционной системой впрыска топлива.

В 1953 году дебютирует «Mercedes-Benz 180», который должен был прийти на смену устаревшим «170» и «200» моделям, но в то же время быть более доступным, чем шикарный «300-й». Автомобиль базировался на кузове типа монокок с классическими линиями колесных арок, который стал именоваться понтонным. «Понтон», как его называли, отличался вместительным и удобным салоном и комплектовался бензиновым или дизельным двигателем. Позднее вышла модель «190» с более роскошным интерьером и мощным двигателем, а также родстер.

автомобили компании Mercedes-Benz

Крупные «понтоны» с шестицилиндровым двигателем «220a» начали выпускаться в 1954 году. Спустя два года появился флагман – «220S» с 105-сильным мотором.

«Понтоны» экспортировались в 136 стран и прославили марку на весь мир. Всего было выпущено почти 600 тыс. машин этой модели.

Премьера «Mercedes-Benz W198 (300SL)» состоялась в 1954 году и означала небывалый успех: 80% всех автомобилей модели поставлялись в США, где раскупались на аукционах. Машина комплектовалась двигателем с системой впрыска топлива «Bosch» и мощностью 215 л. с., что позволяло ей разогнаться до 250 км/час.

В конце 1950-х появляется семейство автомобилей, названное «плавники» из-за характерных элементов дизайна кузова, позаимствованных от американских авто. Они отличались элегантными линиями, просторным салоном и увеличившейся на 35% площадью остекления, которая улучшала обзорность автомобиля.

В конце 1963 года дебютирует один из самых знаковых за всю историю бренда автомобиль – «Mercedes-Benz 600» с 6,3-литровым мотором мощностью 250 л.с., автоматической 4-ступенчатой коробкой передач и пневматической подвеской колес. Несмотря на длину в почти 5,5 метра, машина могла разгоняться до 205 км/час.
Этот лимузин стал символом престижа и высшей роскоши. Его владельцами были самые выдающиеся и известные люди планеты. Так, например, эта модель использовалась Ватиканом в качестве «Папамобиля» и закупалась главами других стран.

В 1965 году дебютирует «S»-класс, семейство самых престижных после модели «600» автомобилей марки. А через три года выходят новые машины среднего класса - «W114» и «W115».

В 1972 году представлена модель «S»-класса W116», которая первой в мире получила антиблокировочную систему. Также она комплектовалась гидропневматической подвеской и трехступенчатой трансмиссией. Особое внимание при разработке автомобиля было уделено безопасности. Так, он получил усиленную конструкцию кузова, высокопрочные крышу и дверные столбы, податливую приборную панель и расположенный над задней осью топливный бак.

автомобили фирмы Daimler AG

В 1979 появляется новый «S»-класс «W126», дизайн которого разрабатывался итальянцем Брунно Сакко. Он стал поистине революционным и отличался прекрасными аэродинамическими характеристиками.

В 1980 году появляется первый внедорожник серии «460», а в 1982-м состоялся дебют компактного седана «W201 190», призванный конкурировать с «BMW» 3-й серии.

В 1996 году дебютирует «SLK»-класс - легкий короткий спорткар с цельнометаллическим верхом, убираемым в багажник.

В 1999 году компания покупает тюнинговую фирму «AMG», которая становится ее подразделением по выпуску более дорогих версий автомобилей для спортивной езды.

В 2000-м году появляются новые классы, среди которых есть и набирающие популярность внедорожники. Так, появился удлиненный «GL»-класс с тремя рядами сидений и вместимостью от 7 до 9 человек.

В 1998 году концерн «Daimler-Benz AG» выкупил американского производителя автомобилей «Chrysler» и был реформирован в «DaimlerChrysler AG». После перепродажи «Chrysler Group» фонду «Cerberus Capital Management» в августе 2007 года, основная компания также была переименована в «Daimler AG».
Штаб-квартира компании размещена в г. Штутгарте (нем. Stuttgart).

Перспективы

«Mercedes-Benz» остается одним из самых дорогих брендов мира. За последний год по оценкам финансовых изданий стоимость его возросла на 24%.
На предприятиях «Daimler AG» в настоящее время трудятся более 300 тыс. человек.

В 2000-х годах были обновлены автомобили семейств «C», «S» и «CL» класса, существенно расширился модельный ряд автопроизводителя. Компания развивает направление экологически чистого транспорта, а также совершенствует технологическую «начинку» своих автомобилей, чтобы по-прежнему занимать лидирующие позиции на автомобильном рынке, когда наступит очередная революция в развитии транспортных средств.

автомобили компании Daimler AG

Амбициозные планы компании направлены на создание «автомобиля будущего», работающего на экологичном топливе, максимально безопасном и не токсичном.
Концерном в течение ближайших двух лет будет инвестировано 14,5 млрд. евро в научные исследования и разработки, в основном экологичных легковых автомобилей.
Продолжится работа по развитию гибридных автомобилей, созданию системы обслуживания этих машин.
Миссией «Daimler AG» является задача улучшать вместе с партнерами формы обслуживания клиентов в соответствии с традициями фирмы и ее знаменитых предшественниц.

Mercedes-Benz в России

В России «Mercedes-Benz» присутствует давно, ещё с царских времен, поставляя для различных производственных целей двигатели внутреннего сгорания.

В 1974 году «Mercedes-Benz» первым среди иностранных автопроизводителей открывает свое представительство в России.

В 1994 г. было открыто представительство «Mercedes-Benz».
С 2010 года работает совместное предприятие КАМАЗа и «Daimler AG» по выпуску грузовиков в Набережных Челнах.
В 2013 г. компания Мерседес организовала с российскими партнерами производство малотоннажных грузовиков Sprinter Classic на заводе «ГАЗ» в Нижнем Новгороде.
В Ярославле налажено изготовление для них дизельных двигателей.

***

Компания BMW AG