Устройство автомобилей



Nissan Motor




Японская компания Nissan Motor Co., Ltd. (яп. 日産自動車株式会社) является одним из крупнейших в мире производителем автомобилей. компания Nissan Motor Среди японских производителей автомобилей компания прочно удерживается на третьей позиции после предводителей японских брендов - Тойота и Хонда.
Компания относительно молодая, основана в 1933 году известным в Японии инженером-предпринимателем и политиком Йошисуке Айкава (Yoshisuke Aikawa).
Штаб-квартира компании изначально располагалась в Токио, а с 2011 года переместилась в Иокогаму.

В конце прошлого века Nissan Motor открыл новую главу в своей истории - после партнерского соглашения с известной европейской компанией Renault был создан первый в мире альянс двух крупных автопроизводителей, к которому позже присоединился еще один бренд мирового масштаба - Mitsubishi Motors. После взаимной интеграции компаний их финансовые и деловые активы значительно укрепились.

***

Биография основателя компании Nissan

Йошисуке Айкава (1880-1967) родился в селе Оути, который в настоящее время разросся до города и носит название Ямагута, в префектуре Ямагуто. Его мать была племянницей Мэйдзи - старейшины периода Иноуэ Каору.
Аикава окончил инженерный факультет Токийского императорского университета в 1903 году и после поступил на работу в Шибаура Сеисакушо – предшественника современной компании Тошиба.

Для изучения технологии тепловой обработки стали и сплавов, а также ковки чугуна Айкава совершил поездку в США, и после возвращения в 1909 году основал литейню Тобада в префектуре Китакюсю. В наши дни эта компания известна под названием Хитачи Металс Компани.
Именно поездка в США, совпавшая со временем зарождения и бурного развития автомобилестроения в этой стране, явилась причиной твердого намерения Айкавы организовать автомобильный бизнес в Японии. Ведь, в отличие от Соединенных Штатов, даже к концу первой декады XX века автомобильная промышленность в Японии практически отсутствовала, что сулило предприимчивому бизнесмену манящие перспективы.

Йошисуке Айкава

В дальнейшем, удачно сочетая политические связи и возможности с предприимчивостью и упорством, Йошисуке Акинава реализовал свои планы, создав один из флагманов не только японской, но и мировой индустрии.

После капитуляции Японии во Второй мировой войне, Аикава был арестован американскими оккупационными властями и помещен в тюрьму Сугамо, где отсидел 20 месяцев, как подозреваемый в военных преступлениях.
Когда его освободили без суда из-за отсутствия состава преступлений и доказательств, Nissan был уже расформирован.

После своего освобождения, Аикава сыграл одну из ключевых ролей в послевоенном восстановлении и развитии экономики Японии. В результате его активной деятельности реализовано много проектов и замыслов в финансовой, производственной и политической сферах. Он создал коммерческий банк для кредитования небольших компаний, занимал пост президента нефтяной компании Теикоку и геологической компании Джапан Петролеум, а позже в 1953 году был избран на место в Палате советников Сейма Японии.

В 1967 году Yoshisuke Aikawa умер от острого воспаления желчного пузыря в возрасте 87 лет. Могила Айкавы находится на кладбище Таима, недалеко от Токио.

***

История зарождения Nissan

В 1928 году Йошисуке Айкава получил предложение возглавить реструктуризацию фирмы Kuhara Kogyo. Одним из первых шагов Айкавы стал выбор нового имени. Обновленную компанию он назвал Nihon Sangyo (Nihon – Япония, Sangyo – промышленность). Йошисуке считал, что раз компания принадлежит акционерам со всей Японии, то и в своем названии должна отражать интересы и благополучие всего японского общества в целом.

первый автомобиль компании Ниссан

Собственно, этот исторический момент можно считать рождением Nissan, при этом имя новой компании сложилось из первых частей слов Nihon и Sangyo. В результате мастерски проведенной Вскоре благодаря предпринимательскому и организаторскому таланту Айкавы под общей крышей Nissan объединились Nihon Kogyo, Hitachi, Nissan Chemicals, Nihon Life Insurance и другие компании.
Так на небосклоне японского бизнеса засияла яркая звезда автомобильной индустрии.
В августе 1931 года в состав фирмы Tobata Imono и объединения Nissan, вошла компания DAT Jidosha Seizou со своим популярным брендом Datson, которую Айкава приобрел, воспользовавшись финансовыми затруднениями.
Правда, вскоре усмотрели, что в названии «Datson» приставка «son» созвучна с японским словом, означающим «потерю», «крах», и торговую марку переименовали в более благозвучное «Datsun», удачно ассоциирующееся с темой «Восходящего солнца» – символа Японии.

Уже на первом после перехода под контроль Nihon Sangyo собрании акционеров, состоявшемся 30 мая 1934 года, компанию DAT Jidosha Seizou Co. переименовали в Nissan Motor Co. Ltd. Это событие ознаменовало рождение как названия, так и самой компании Nissan Motor, основной сферой деятельности которой стал выпуск автомобилей под торговыми марками Nissan и Datsun.

автомобили компании Ниссан

Компания бурно развивалась. Вскоре Nissan начинает экспортировать свои автомобили за границу. Первые 44 автомобиля отправились в страны Центральной и Южной Америки уже в 1935 году.
В дальнейшем, помимо легковых автомобилей, компания освоит выпуск грузовиков, двигателей и даже самолетов. Однако по-настоящему глобальным автопроизводителем Nissan станет только после окончания Второй мировой войны.

Новое сборочное предприятие Nissan в Йокогаме, рассчитанное на выпуск свыше 10 тысяч машин ежегодно, стало первым в Японии по-настоящему массовым автомобильным заводом. При сравнительно большом объеме производства компании удавалось держать более доступные, нежели у конкурентов, цены на продукцию, что в свою очередь положительно сказалось на росте продаж.

К слову сказать, сборочное предприятие в Йокогаме и по сей день входит в число функционирующих заводов Nissan. Сегодня здесь идет сборка модного кроссовера Juke, экзотичного универсала Cube, а также электромобиля Leaf. Кроме того, в Йокогаме собирают также моторы для различных моделей. Здесь же, к слову, находится и фирменный музей двигателей внутреннего сгорания.

Одним из выдающихся деятелей, внесших глобальный вклад в развитие и процветание Nissan, является Ютака Катаяма, которого обычно звали «Мистер Кей». Он всегда прибегал к оригинальным методам в продвижении продукции, проявив себя уникальным менеджером.
Мистер Кей привлекал знаменитостей к съемкам в рекламе, активно сотрудничал с другими отраслями промышленности. В 60-х именно по его инициативе руководство Nissan решило открыть торговое представительство в США.
Катаяма по праву считается крестным отцом таких поистине культовых моделей, как Datsun 510 и Datsun 240Z – автомобилей, принесших компании всемирную славу.
За свои достижения Ютака Катаяма еще при жизни удостоился посвящения в «Зал славы японской автомобильной промышленности».
Один из главных людей в истории Nissan скончался совсем недавно, в 2015 году в возрасте 105 лет.

автомобили компании Ниссан

Любопытный факт

Чтобы об автомобилях бренда стало известно как можно более широкому кругу покупателей, менеджеры Nissan решили прибегнуть к неожиданному ходу. Компания приняла на работу четырех девушек, которые, общаясь с потребителями, рассказывали им о преимуществах автомобилей Nissan и Datsun. Использование профессиональных демонстраторов тогда было в диковинку – инициатива пользовалась большим успехом.
Но это еще не все.
Уже в 1937 году, когда цветные кинокартины считались большой редкостью даже для голливудской фабрики грез, Nissan начал использовать дорогостоящую цветную кинопленку для съемок рекламных роликов собственных автомобилей. Беспрецедентный и смелый шаг, в конце концов, полностью оправдал себя.
«Цветная реклама» помогла привлечь внимание широкой публики к Nissan и его продукции.

В 1947 году, через два года после окончания Второй мировой войны, инженеры авиационной компании Tachikawa Aircraft разработали и запустили в мелкосерийное производство уникальный для тех лет электромобиль Tama. Запас хода на одной зарядке превышал 100 км, а максимальная скорость составляла 35 км/ч, что очень даже впечатляло в те времена.
Всего до 1950 года под брендом Tama было продано порядка 1100 электромобилей.
Первый эксперимент в новом качестве оказался более чем удачным, и со временем авиационная фирма Tachikawa Aircraft полностью перешла на выпуск автомобилей, сменив имя на Prince Motor Company. В августе 1966 года эта компания вошла в состав корпорации Nissan.

Если перешагнуть через время, можно упомянуть, что начиная с 1992 года компания Nissan начала разрабатывать электромобили, оснащенные литий-ионными аккумуляторами, а в 1997 году приступила к серийному выпуску первых моделей. Дебютантом стал минивэн Nissan Prairie Joy EV – первый в мире электромобиль с литий-ионными аккумуляторами. Скорость внедрения новой технологии компанией впечатляет, ведь первый литий-ионный аккумулятор был выпущен в 1991 году.
Сегодня именно с литий-ионными технологиями связывают будущее электромобилей.

автомобили компании Ниссан

Но вернемся к более далекому прошлому.
Компанией постоянно расширялось и сотрудничество с иностранными автопроизводителями. В 1952 году Nissan заключил соглашение с английской фирмой Austin, с которой поддерживал партнерские отношения еще с 1934 года. Соглашение предусматривало крупноузловую сборку автомобилей Austin в Японии и даже организацию производства комплектующих.

Важным пунктом британско-японского сотрудничества стал открытый для инженеров и конструкторов Nissan доступ к патентам и технологиям Austin. Именно на основе этого багажа знаний в дальнейшем было создано новое поколение двигателей, устанавливавшихся на многие популярные модели Datsun.

В 1958 году заводская команда Datsun, впервые заявившаяся на престижное международное ралли, сразу же одержала победу. Два практически серийных экземпляра Datsun 210 вышли на старт 19-дневной гонки Mobilgas Round Australia Trial протяженностью около 16 000 километров.
О сложности маршрута свидетельствует тот факт, что по этой трассе, огибавшей весь австралийский континент, после 1958 года гонку больше не проводили.
А в 1958-м до финиша добралась лишь половина из 67 стартовавших автомобилей, и среди них – оба экипажа Datsun, при этом один из них одержал убедительную победу в своем классе.

автомобили компании Ниссан

Другая весомая победа автомобиля компании была одержана в 1964 году, когда заводская команда Prince Motor Company сотворила сенсацию на Гран-при Японии в «Сузуке». На протяжении всей гонки седан Skyline GT на равных боролся с гораздо более мощным гоночным Porsche 904 GTS, и даже на одном из этапов гонки умудрился обогнать его. Правда в лидерах Skyline продержался всего один круг, но это было сенсацией, ведь в то время Япония по уровню развития автомобильной промышленности существенно отставала от ведущих производителей, и уж тем более – знаменитого гоночного бренда Porsche.
Именно с трассы «Сузука» в 1964 году берет начало нынешняя солидная репутациа Skyline, как спортивного автомобиля высшего класса.

В 1979-м Nissan представил новые Cedric/Gloria (поколение 430) – первые в Японии седаны высшего класса с турбонаддувом.
В конце 70-х, когда экология и экономия топлива впервые стали по-настоящему актуальны для автопроизводителей всего мира, турбомоторы оказались как нельзя кстати. Неудивительно, что Cedric/Gloria сразу получили престижный титул «Лучший автомобиль года в Японии».

Другой важной инновацией стала система впрыска топлива, дебютировавшая на Cedric/Gloria в 1982 году, а также дисковые тормоза всех колес, устанавливавшиеся на топовые версии. Эффектный и запоминающийся дизайн был разработан с помощью мастеров итальянского кузовного ателье Pininfarina, принимавших непосредственное участие в разработке внешнего вида модели.

автомобили компании Ниссан

После трех десятилетий активного присутствия на рынке Северной Америки Nissan, наконец, решил обзавестись и локальным сборочным предприятием.
Nissan Motor Manufacturing Corporation U.S.A. (NMMC) основали в 1980 году.
Первый пикап Datsun сошел с конвейера завода в городе Смирна (штат Теннесси) в июне 1983 года, а первая легковая модель Nissan Sentra (Sunny) – в марте 1985 года.
Сегодня завод в Смирне – по-прежнему один из главных сборочных центров Nissan не только в США, но и во всем мире. Предприятие рассчитано на выпуск до полумиллиона автомобилей ежегодно.
В дополнение к седанам Altima и Maxima, а также кроссоверам Pathfinder и Rogue, здесь также производят и электромобиль Nissan Leaf. Кроме того, в Смирне находится предприятие по выпуску литий-ионных аккумуляторов.



В 1984 году руководство Nissan принимает решение объединить два гоночных филиала компании, одно – на заводе Оппама, второе – на фабрике Омори, в единую структуру, призванную оказывать всестороннюю поддержку заводским и клиентским командам в гонках «формул» и «кузовов». Так на свет появилось подразделение Nismo, сегодня известное любителям автоспорта и тюнинга во всем мире.
Самые громкие спортивные успехи Nismo связаны с американскими гонками на выносливость.
Подготовленные в заводских условиях спортпрототипы Nissan четырежды выигрывали чемпионат IMSA GTP. Причем каждый раз лучшим становился австралийский пилот Джефф Брэбэм. Кроме того, на счету Nissan и Nismo победы в престижных гонках «24 часа Дайтоны» и «12 часов Себринга».

автомобили компании Ниссан

В 1988 году один из культовых инженеров-испытателей Nissan Хиройоши Като присоединился к команде тестового отдела, работавшей над созданием спорткара Nissan GT-R (R32) – автомобиля, которому суждено будет стать легендарным.
В 1993 году Хиройоши получил новое назначение в отдел испытаний, где успел поучаствовать в разработках GT-R (R33, R34), Skyline (V35), Fairlady Z (Z33) и других культовых моделей.
Начиная с 2008 года Хиройоши Като руководит отделом испытаний и отвечает за ходовые качества всех автомобилей торговых марок Nissan и Infiniti.

Один из примеров молниеносного освоения компанией Nissan прогрессивных технологий – внедрение бесступенчатой трансмиссии CVT.
В 1992 году CVT впервые появилась на модели March/Micra, положив начало производству совершенно нового типа автомобильной трансмиссии.
Постоянное совершенствование конструкции и передовые разработки со временем позволили использовать CVT на моделях различных классов и ценовых диапазонов.

В 2003 году Nissan и китайский автопроизводитель – группа Dongfeng – подписывают договор о сотрудничестве и создают Dongfeng Motor Co. На сегодняшний момент Китай – самый большой автомобильный рынок мира, и его перспективные возможности сложно даже представить.
Соединив усилия с авторитетным и опытным местным игроком, Nissan обеспечил себе отличный плацдарм на необъятном рынке Китая.

автомобили компании Ниссан

Начиная с 1999 года компания Nissan открывает новую веху в истории своего развития, подписав договор о создании глобального альянса с корпорацией Renault, к которому в 2016 году присоединилась еще одна известная компания с мировым именем - Mitsubishi Motors.
В автомобильном бизнесе появляется новый большой игрок, включающий сразу несколько брендов с мировым именем и интересами на всех главных рынках Европы, Китая, Северной и Южной Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сегодня в глобальный альянс входят восемь автомобильных брендов, помимо Nissan и Renault, – это Infiniti, Renault Samsung Motors, Dacia, Datsun, Venucia, Lada и недавно присоединившаяся к ним Mitsubishi Motors.
Renault-Nissan выходит на ведущие позиции по продажам экологически чистых моделей. На конец 2015 года зарегистрированы продажи 300 тысяч электромобилей.

***

Ниссан в России

С 2009 года Nissan закрепляет за Россией статус стратегически важного рынка для бренда. Новое сборочное предприятие, расположенное под Санкт-Петербургом в поселке Каменка, потребовало инвестиций на сумму свыше 200 миллионов долларов на первом этапе и 167 миллионов евро для второй очереди строительства.
Производство организовано в соответствии с системой Nissan Production Way, а расчетная мощность завода составляет 100 тыс. автомобилей в год.

автомобили компании Ниссан

С момента открытия в июне 2009 года завод постоянно развивается, и на данный момент производство включает кузовной цех, цех окраски, цех окончательной сборки, цех пластиковых изделий, цех штамповки. На заводе трудятся 1700 сотрудников.

***

Перспективы дальнейшего развития Nissan

Представленный на автосалоне в Токио концепт-кар Nissan IDS (Intelligent Drive System) – первенец эпохи автомобилей с автономным управлением. У этого автомобиля два управляющих режима: Manual Drive, в котором электроника лишь помогает водителю, а также Piloted Drive, где система полностью берет на себя контроль над управлением: от разгона и торможения до прохождения поворотов и маневрирования на дороге.

Ожидается, что уже к 2020 году автомобили Nissan с системой автономного управления выйдут на дороги общего пользования. Для начала – в качестве широкомасштабного эксперимента и на первое время только в Японии.
Однако не вызывает сомнений, что со временем автомобили без водителя станут такой же повседневностью, как еще недавно считавшиеся чуть ли не научной фантастикой электромобили.

автомобили компании Ниссан

С 2014 года, вслед за моделью Leaf, Nissan начинает производство второго глобального электрокара – e-NV200. Новое измерение электрификации мирового автопарка представляет собой коммерческий автомобиль с нулевыми выбросами вредных веществ в атмосферу.
Практичный, стильный и экологически безупречный Nissan e-NV200 – это завтрашний день коммерческого транспорта, доступный уже сегодня.
Nissan e-NV200 имеет грузовое отделение объемом до 4,2 м3, запас хода - 170 км, разгоняется до 100 км/ч за 13 с, способен развивать скорость до 120 км/ч, а главное – не имеет выхлопной трубы за ненадобностью.
При этом зарядка до 80% максимальной емкости аккумуляторов занимает лишь полчаса при подключении к 400-вольтовому источнику питания.

В 2016 году, когда компания Nissan представила Intelligent Mobility – глобальную концепцию, которая определит эволюцию автомобиля на годы вперед.
Автономное управление, чистая энергия и всеобщая интеграция – вот три основных положения, которые могут изменить автомобильный мир планеты.

Nissan уже много лет расширяет линейку автомобилей с нулевым выбросом, и в будущем электромобили начнут еще активнее теснить традиционные машины с ДВС. Они будут передвигаться и парковаться самостоятельно, подзаряжаясь от дорожного полотна, а их электроника справится с управлением намного лучше самого опытного водителя. Обмениваясь информацией друг с другом, эти новые автомобили станут частью глобальной экосистемы, в которой движение на дорогах будет исключительно комфортным и безопасным.

***

Кроме компании Nissan Motor в Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi входят автопроизводители:

Корпорация General Motors (GM)