Устройство автомобилей



Ford Motor Company




Ford Motor Company - один из крупнейших и старейших производителей автомобилей в мире. По объему производимой и реализуемой продукции компания входит в тридцатку богатейших мировых корпораций и производств. Ford Motor Company занимает второе место по объему выпуска автомобилей в Европе, третье на рынке США и четвертое в мире, уступая лишь таким гигантам автопрома, как Дженерал Моторс, Фольксваген и Тойота. Под брендом «Ford» компания выпускает модели легковых и коммерческих автомобилей. Кроме того ей принадлежит и торговая марка «Lincoln», под которой выпускается элитная продукция.

Активы компании приближаются к фантастической сумме около 300 млрд. долларов при обороте более 172 млрд. долларов в 2017 году. Чистая прибыль в этом же году составила почти 9 млрд. долларов. На заводах, предприятиях и офисах компании трудятся почти 200 тысяч работников.

Основателем этого колосса автопрома является американский инженер и предприниматель Генри Форд (Henry Ford), имя которого известно большинству жителей планеты именно благодаря активной деятельности по созданию уникального автомобильного производства.
Масштаб фигуры Генри Форда настолько велик, что практически значимые объекты в городе Дирборн (пригород Детройта), где он основал свое детище, носит имя этого великого инженера и промышленника: библиотеки, колледжи, университеты, театры, был даже аэропорт имени Форда.

***

Биография Генри Форда

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в поселке Спрингфилд (Springfield) штата Мичиган в многодетной семье, где кроме него воспитывалось еще пятеро детей. Семейство владело фермерским хозяйством, дела которого процветали. Генри ходил в обычную сельскую школу, а после занятий помогал родителям по хозяйству. Когда Генри исполнилось 12 лет, он соорудил для себя небольшую мастерскую, в которой проводил всё свободное время. Спустя несколько лет он создаст свой первый паровой двигатель, сконструированный в этой мастерской.

основатель компании Ford Motor - Генри Форд

В 16 лет Генри Форд устраивается на работу помощником машиниста, перебравшись в будущую столицу мирового автопрома - Детройт в 1879 году. Спустя три года переезжает в пригород Детройта - Дирборн, где почти пяти лет конструирует и ремонтирует паровые двигатели, подрабатывая на заводе в Детройде.
В 1888 году он устраивается на лесопильном заводе, где занимает одну из руководящих должностей. В этом же году Форд обзавелся семьей, женившись на Кларе Брайент.

Через три года в 1891 Форд становится инженером в компании Edison Illuminating, а спустя ещё два года занимает пост главного инженера этой компании. Все свободное время Форд посвящает созданию самоходной колесной повозки, оснащенной двигателем внутреннего сгорания.
К слову сказать, заслуги Форда в создании уникального двигателя внутреннего сгорания нет - в основе его разработок был использован двигатель француза Э. Ленуара, запатентованный еще в 1859 году. Генри Форд установил аналог такого двигателя на легкую четырехколесную тележку и получил, таким образом, самый настоящий автомобиль, который считается первым в мире автомобилем, оснащенным двигателем внутреннего сгорания, использовавшимся в практических целях, т. е. с целью перевозок пассажиров.
Это знаменательное событие произошло в 1896 году, а в 1899 году Форд покидает Edison Illuminating, чтобы основать собственную компанию Detroit Automobile. Начало было не очень удачным - год спустя фирма обанкротилась, тем не менее Форд успевает изготовить несколько моделей гоночных автомобилей.
В октябре 1901 года Форд участвует в автогонках, и, обогнав чемпиона США Александра Уинтона (Alexander Winton), стал победителем состязаний.

***

История основания и становления компании Форда

Конечно же, победа в гонках не являлась конечной целью Форда – он мечтал создать эффективное производство доступных широкому потребителю автомобилей на собственной фирме.
В 1903 году Генри Форд совместно с дюжиной учредителей создает компанию Ford Motor. Форд возглавил компанию, занимая должность вице-президента и главного инженера. Широкие возможности руководства деятельностью компании ему давал контрольный пакет акций в 25 процентов, т. е. фактически он был основным владельцем компании.

К слову сказать, в настоящее время Ford Motor является одной из крупнейших компаний в мире, управляемой одной семьей – наследному семейству Фордов принадлежит около 40% акций этой компании. Ценные бумаги компании находятся в свободном доступе и их можно приобрести на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

Но продолжим рассказ об истории становления автогиганта.
Чтобы создать автомобильный завод, компания выкупила фургонную фабрику Мэк Авеню в Детройте и переделала её под свое направление деятельности. Для работы на заводе Форд в первое время нанимал бригады рабочих из двух-трех человек, и они изготавливали автозапчасти на заказ. В то время производство автомобилей было штучным, все сборочные операции выполнялись вручную.

автомобильная компания Форда

23 июля 1903 года был продан первый автомобиль - «бензиновая коляска» или «Model А» с приводом от двигателя мощностью 8 лошадиных сил. На рынке автомобиль был приставлен как простая и доступная машина, на которой за рулем может сидеть даже подросток.

В 1907 году был придуман логотип компании в виде овала. Он символизировал надежность, качество и экономичность автомобилей Ford, олицетворяя «клеймо высшей пробы».

Модели автомобилей, создаваемых на предприятии Генри Форда, маркировались в алфавитном порядке - «Ford Model А», «Ford Model В» и т. д. В течение пяти лет было создано девятнадцать моделей и, соответственно, задействовано девятнадцать букв алфавита от «Model А» до «Model S». Некоторые из этих моделей не дошли до уровня промышленного производства и выпуска на рынок после этапов разработки и испытаний.

***

Автомобиль ХХ столетия

Венцом инженерного творчества Генри Форда является «Ford Model Т», которая увидела свет в 1908 году. Этой машине было суждено стать самым известным автомобилем за всю предыдущую и последующую историю мировой автомобильной индустрии. Автомобиль был невероятно дешевым - базовая цена машины составляла 260 долларов, что делал его доступным практически каждому американцу, имеющему работу.
Следует сказать, что Генри Форд, создавая свою компанию, мечтал изобрести именно такой автомобиль, цена которого в сумме не превышала бы годовой оклад простого рабочего, трудившегося на заводе по сборке машин в Детройте, и это ему удалось.

знаменитый Ford Model T

Для справки:

Ford Model T - автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908 по 1927 годы и первый в мире автомобиль, выпускавшийся миллионными сериями. Именно Генри Форд «посадил Америку на колёса», создав легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса. Это стало возможным благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки и разумного, не в ущерб качеству, упрощения конструкции автомобиля, что позволило снизить себестоимость. Первый экземпляр «Model T» построен 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.

В течение первого же года выпуска было продано одиннадцать тысяч автомобилей Model T. Можно смело утверждать, что появление на рынке Ford Model Т явило новую эру в наземном транспорте.
Американцы ласково называли этот автомобиль – «Tin Lizzy» («Жестяная Лиззи»). «Жестяные Лиззи» не требовали сложного технического обслуживания, они могли проехать даже по неровным сельским дорогам, в общем, они были просты в управлении. Вследствие этого спрос на автомобиль постоянно рос, и он стал объектом массового производства. Конечно же, из-за максимально упрощенной конструкции эти автомобили имели массу эксплуатационных неудобств, но все они с лихвой покрывались низкой стоимостю Модели «Т». Ford Model Т послужил базой для производства автомобилей других модификаций - микроавтобусов, мелкого грузового транспорта, небольших фургонов, машин скорой помощи и т.д.

Интересные факты:

В 2008 году в Ричмонде (штат Индиана) в рамках 100-летнего юбилея автомобиля «Форд-Т» прошла вечеринка «T-Party», поставившая себе целью войти в Книгу рекордов Гиннеса по количеству принявших в ней участие машин именно этой модели. По приблизительным подсчетам, из 15 млн. автомобилей, выпущенных компанией с 1908 по 1927 гг., на сегодняшний день сохранилось почти сто тысяч машин!
На свой праздник некоторые «Форды-Т» попали своим ходом – один из «юбиляров» пробежал на своих четырех колесах почти 3000 км! Такому энергичному пробегу «музейных раритетов» могут позавидовать и многие современные автомобили.
В 1999 году более 120 экспертов из 32 стран по праву назвали «Форд-Т» самым значимым автомобилем ХХ столетия.

Дальнейшее развитие компании

С повышением производительности труда и качества продукции, рос и потребительский спрос у покупателей. Как упоминалось выше, Генри Форд является первым в мире промышленником, внедрившим в производство конвейер. Благодаря такой организации труда рабочий, оставаясь на одном месте, выполнял всего одну операцию, доводя действия до автоматизма, поэтому каждые десять секунд с конвейера сходил новенький Ford Model Т.
Использование конвейера является одним из революционных этапов в развитии промышленного производства.

конвейер на автомобильном заводе Форда

Развитие автомобильного бизнеса Форда на этом этапе протекало успешно. Генри вместе со своим сыном Эдселем (Adsel Ford) в 1919 году выкупили акции компании Ford Motor у других учредителей предприятия, после чего компания стала собственностью семьи. Генри Форд решил несколько расслабиться, отдав бразды правления компанией сыну - Эдсел Форд получил в наследство от отца должность главного президента Ford Motor.
Однако в 1943 году, после скоропостижной смерти сына, Генри Форд вновь возвращается на пост президента, а в сентябре 1945 года передает полномочия своему старшему внуку – Генри Форду II.

Энергичный натиск научно-технического прогресса и жесткая конкуренция между автопроизводителями в начале прошлого века заставляли компанию постоянно совершенствовать конструкции автомобилей и применяемые технологии производства, а также наращивать производственные мощности. Ford Motor Company всегда старалась идти в ногу со временем.

Так сложилось, что извечным конкурентом Форда на автомобильном поприще явилась автомобильная корпорация Дженерал Моторс, штаб-квартира которой располагалась в Детройте. Основатель корпорации – Уильям Дюрант в 1910-11 годах сделал попытку выкупить акции Форда, но ему было отказано в кредитах, и противостояние между двумя автопромышленными гигантами продолжается уже более столетия, при этом детищу Дюранта в конкурентной борьбе удалось одолеть соперника и вырваться вперед по производственно-экономическим показателям.
Тем не менее, компания Форда развивалась достаточно динамично и эффективно, с успехом преодолевая трудности жесткой конкуренции в среде автопроизводителей.

В 1932 году компания представила потребителю V-образный 8-цилиндровый двигатель. В апреле того же года фирма Ford стала первой, кто выпустил подобный монолитный двигатель. Серия автомобилей с этим двигателем стала одной из самых популярных у американцев.

В этом же году Ford стала самой распространённой машиной, благодаря великолепной ремонтопригодности, а также хорошей организацией продаж запасных частей. В 1934 году были выпущены грузовые автомобили Ford для крупных городов и рабочих ферм.

Вскоре закончился период, когда автомобили на улицах были редким явлением, и с ростом популярности и развития нового вида транспорта у автомобилистов и окружающих начинают проявляться проблемы безопасности поездок на новом виде транспорта. Форд не проходит стороной эту проблему, усиленно работая над созданием систем и механизмов, повышающих безопасность эксплуатации автомобилей. В частности, на автомобилях Форда впервые использовались безопасные стёкла.
На заводе постоянно внедрялись конструкторские разработки и технологические новинки, позволяющие снизить риск для водителей, пассажиров и пешеходов. Это не могло остаться без внимания покупателей, и многие американцы отдавали предпочтение именно автомобилям Форда.

Спустя не так уж много времени бренд «Ford» становится знаменитым и популярным не только в Америке. Ford Motor Company открывает во всем мире обширную сеть заводов, магазинов и филиалов, поставляя продукцию во многие страны, а также стремясь наладить производство в других регионах планеты.
Во всем мире автомобили Форда пользуются заслуженным спросом, имеют хорошие продажи, и становятся своеобразным символом автомобильного качества.

По окончании Второй Мировой войны в 1945 году Генри Форд передает по наследству полномочия главы компании старшему внуку - Генри Форду II.
В мае 1946 года Генри Форду старшему была вручена почетная премия за заслуги в области автопроизводства, а также золотая медаль в конце этого же года за заслуги перед обществом Американским институтом нефти (American Petroleum Institute).

Спустя год, 7 апреля 1947 года, Генри Форд старший умер в возрасте 83 лет в городе Дирборн, где он почти полвека назад открыл свое знаменитое производство. Его смерть стала завершением начального и бурного периода компании Ford Motor и, несмотря на это, открыла дверь в новую автомобильную эпоху.

***



Внук Генри Форда старшего достойно продолжает работу по осуществлению мечты своего деда.
Появляется, новая модель Ford. 8 июня 1948 года на автомобильной выставке в Нью-Йорке торжественно представлена модель будущего 1949 года. Её уникальный дизайн выделял модель среди всех остальных: независимая передняя подвеска, открывались задние боковые стёкла, а также боковые панели в гладкой форме.
Очередная новинка в автомобильном дизайне – объединение кузова и крыльев. В 1949 году Ford Motor Company достигает самого высокого объема продаж автомобилей за период с 1929 года.
Прибыли компании начинают стремительно расти, а это в свою очередь позволяет увеличить количество заводов, филиалов и открыть новые инженерно-исследовательские центры.

модель Ford Thunderbird

Модель Ford Thunderbird – в те годы становится самым шикарным и легендарным спортивным автомобилем В дальнейшем развитии компании открываются новые направления её деятельности:
Ford Motor Company – сам финансовый бизнес марки Ford.
American Road Insurance Company – страховая компания.
Ford Parts and Service Division - автоматизированная замена запчастей. А также производство автомобильной электроники и техники, космические технологии, разработка компьютеров и т.д.

В январе 1956 года Ford Motor Company преобразуется в открытое акционерное общество (ОАО). В настоящее время насчитывается свыше семисот тысяч учредителей и обладателей акций этой компании.

В шестидесятые годы в центр внимания фирмы попадает молодое поколение. Форд младший перенаправляет производство автомобилей на выпуск спортивных и недорогих машин предназначенных для молодёжи.
После этого, в 1964 году, на рынке впервые появляется модель Ford Mustang, названная в честь военного самолёта P-51. Её особенностью было, то, что использовался новый вид двигателя. В нем совмещались трансмиссия и ведущий мост. Привлекал и гармоничный дизайн кузова, который сочетал в себе все современные направления тех годов.

Подобного интереса к марке Ford, не наблюдалось с тех пор как выпустили первую Model A. Ожидания компании превзошли себя. Уже в первые три месяца после начала продаж было продано около ста тысяч автомобилей Mustang. После такого успеха воодушевленные сотрудники компании, продолжают работать над совершенствованием дизайна. Используются новейшие тенденции и эстетические инновации автомобильного дизайна. В результате упорной работы появляются модели Corina и Transit.

модель Ford Mustang

Но не только дизайн и совершенство конструкции были в основе разработок компании. Ford Motor постоянно работает над проблемами безопасности движения на своих автомобилей по улицам и автодорогам, показывая тем самым, что прибыль и обогащение - не главная цель компании.

Ford Motor Company - первая в мире компания, внедрившая в 1970 году дисковые тормоза в широкое производство.
В 1976 году и в дальнейшем официальный овальной формы логотип Ford с синим фоном и серебристыми буквами, появляется на всех кузовах автомобилей, что делало машины компании узнаваемыми в любой стране мира.

Вскоре появились такие модели, как Ford Taurus и Mercury Sebale. Они были задуманы как высокоэкономичные автомобили с минимальным расходом топлива. Это делало машины дешевле в эксплуатации, а также существенно снизить их пагубное влияние на окружающую среду в результате выбросов продуктов сгорания топлива в атмосферу.

Стоит отметить, что Model Ford Taurus разрабатывалась как автомобиль, в котором каждая его деталь была изготовлена до совершенства. Такая плодотворная работа принесла компании успех и в 1986 году Ford Taurus стал машиной номер один в Америке и был признан лучшим автомобилем того же года.
После этих событий был выпущен Model Ford Mondeo. Он заменил Model Ford Scorpio, несмотря на то, что уступал ему в размерах в начале производства.
Позже, в 1994 году появился целый ряд автомобильных новинок. Это новый микроавтобус Windstar, видоизменённая Model Ford Mustang, а также новинка Model Ford Espire.

модель Ford Taurus

Спустя немного времени в Северной Америке появились новые улучшенные модели Model Ford Taurus и Model Mercury Tracer. Эти модели революционно отличались дизайном кузова и салона после устаревшей стилистики восьмидесятых годов.
Новый минивэн Model Ford Galaxy был сконструирован на той же платформе, что и Ford Seat Alkhambra и Ford Volkswagen Sharan, их внутренние и внешние отличия можно было легко пересчитать по пальцам.

В 1986 году компанией была приобретена английская марка Aston Martin. Во II квартале 2007 года Ford Motor Company продала подразделение Aston Martin консорциуму инвесторов за 925 млн. долларов.
Приобретённые в 1990 году Jaguar за 2,5 миллиарда и в 2000 Land Rover за 2,73 миллиарда долларов отошли к индийской Tata Motors в 2008 году. Оба бренда обошлись Ford Motor Company в 2,3 миллиарда долларов.

Volvo Cars был приобретён в 1999 году, а 29 марта 2010 года китайская компания Zhejiang Geely объявила о достижении договорённости о приобретении Volvo Cars у компании Ford Motor за 1,8 млрд долларов. Все интеллектуальные права на разработки шведской компании, как планируется, останутся у Volvo, а Geely получит к ним полный доступ. Сделка была закрыта в начале августа 2010 года.

Кроме перечисленного Ford Motor Company имеет долю акций в других компаниях, таких как Kia Motors Corporation и Mazda Motor Corporation.

модель Aston Martin

В настоящее время председателем совета директоров Ford Motor Company является правнук ее основателя - Вильям Форд младший (William Clay Ford, Jr), возглавивший компанию в 2001 году.
Спустя много лет главным принципом производства Ford Motor Company остается сочетание неуклонного совершенствования конструкции и дизайна автомобилей с минимальными затратами на производство, что позволяет компании выпускать автомобили мирового уровня.
Сейчас компания Ford выпускает на продажу во всем мире свыше семидесяти модификаций автомобилей под разными марками Ford, Lincoln, Aston Martin, Mercury и др.

Компания длительное время была разделена на три производственные структуры по географическому признаку: Ford North America (штаб-квартира в Детройте, США), Ford Asia Pacific и Ford of Europe (штаб-квартира в Кёльне, Германия). Каждое из этих подразделений имело собственный модельный ряд, но в 2006 году руководитель компании Малалли объявил о новой стратегии «Единый Ford», согласно которой Ford должен постепенно начать выпускать глобальные автомобили, общие для всех рынков, и первым из них стал «Ford Focus III».
В составе Ford Motor Company более 80 предприятий, расположенных в США, РФ, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Испании, Китае и прочих странах.

***

Ford в России

История работы Ford в России

Компания открыла своё представительство и начала реализацию автомобилей в Российской империи в 1907 году и продолжала свою деятельность после революции 1917 года.
После Октябрьской революции, в 1929 завод Форда посетил Высший Совет Народного Хозяйства СССР и был настолько впечатлён уровнем развития производства, что подписал с Ford Motor Company соглашение об оказании помощи в строительстве такого же завода на территории Советского Союза.
Спустя три года, в 1932 году при непосредственном участии Ford Motor Company в Нижнем Новгороде был запущен Нижегородский автозавод (в том же году переименованный в Горьковский автомобильный завод - ГАЗ). Первый автомобиль этого завода - ГАЗ-АА был выпущен уже в год основания.

В настоящее время на рынок России продукцию представляет в основном европейский филиал Ford Werke, не имеющий прямого отношения к автомобилям американской Ford Motor Company.
К поставляемым в Россию моделям относятся легковые автомобили «Fiesta» «Focus», «Mondeo», «Kuga», «C-MAX» и др. Эти модели разработаны силами европейского филиала Форда с расчётом на рынок Европы.

Из моделей же американского рынка в России представлены только внедорожники «Ford Escape» и «Ford Explorer», имеющие огромные отличия от автомобилей европейского филиала по внешнему и внутреннему дизайну, а также используемым компонентам.
Другие модели североамериканской компании Ford Motor по состоянию на начало 2010 года в России официально не представлены.

модель Ford Explorer

Организация производства Ford в России

Российской дочерней компании Ford (ЗАО «Форд Мотор Компани») принадлежит автомобильный завод в городе Всеволожск (Ленинградская область), осуществляющий сборку автомобилей «Ford Focus III» и «Ford Mondeo» (на предприятии производятся такие операции как сварка кузовов, окраска и окончательная сборка автомобилей). Предприятие было запущено в июле 2002 года и стало одним из первых автосборочных предприятий зарубежной марки в России.
Мощность завода на июль 2007 года составляла 72 тыс. автомобилей в год, численность персонала - 2,2 тыс. человек.

В конце 2009 года начато производство «Ford Mondeo» на заводе во Всеволожске в кузове седан в шести возможных комплектациях, с широким выбором бензиновых и дизельных двигателей, с механической и автоматической коробкой передач.

В феврале 2011 года было объявлено о создании совместного автомобилестроительного предприятия Ford и российского автопроизводителя «Соллерс» - «Ford Sollers». Ожидается, что со стороны американской компании в СП будут внесены российское торговое подразделение Ford Motor Rus и всеволожский завод, со стороны «Соллерса» - производственные мощности. Предполагается, что на предприятии будут выпускаться автомобили под маркой Ford.

В 2015 году в Елабуге на заводе Ford Sollers было запущено производство трёх версий бензинового двигателя 1.6 Duratec с распределённым впрыском мощностью 85, 105 и 125 л. с.

Не обходилось и без неприятностей. Так, 14 августа 2018 года Ford Sollers согласовал с «Росстандартом» программы мероприятий по отзыву 3968 автомобилей Ford серий: «Focus», «C-Max», «Mondeo», «Kuga», реализованных с 2011 по 2016 год. Автовладельцам было предложено сдать автомобили в дилерский центр для выполнения бесплатного ремонта. Причинами отзыва автомобилей стали выявленные в процессе эксплуатации серьезные дефекты агрегатов трансмиссии: имели место случаи образование трещин на нажимном диске сцепления, появление жженного запаха, шума в коробке передач, снижение скорости автомобиля и ухудшение его динамических характеристик, и даже случаи отсоединения деталей сцепления или КПП от двигателя.

***

Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi