Электроника и безопасность автомобиля




Системы, обеспечивающие безопасность автомобиля




Электроника проникает не только в управление работой отдельных агрегатов автомобиля, но и в различные вспомогательные системы и элементы его конструкции, в том числе, влияющие на безопасность движения и общую комфортность эксплуатации.
При этом, конечно же, безопасность эксплуатации автомобиля является одной из важнейших задач, стоящих перед разработчиками и конструкторами современных автотранспортных средств.

Оснащение автомобилей самыми различными электронными системами автоматического контроля и управления, в том числе и для повышения активной безопасности движения, широко используется на современных автомобилях. При этом интенсивному внедрению электроники для всестороннего повышения безопасности подвержены не только престижные и дорогие модели, но и автомобили среднего и малого классов.

электроника и безопасность автомобиля

Системы обеспечения безопасности автомобиля можно классифицировать на активные, пассивные и экологические.
Иногда рассматривают еще послеаварийную безопасность автомобиля, заключающуюся в снижении к минимуму возможного вреда, который может причинить окружающему миру попавший в аварию автомобиль.

Системы активной безопасности - это различные технические устройства, которые уменьшают вероятность попадания автомобиля в аварийную ситуацию.
К системам активной безопасности относятся антиблокировочная система торможения (ABS), система антипробуксовки колес (ASR), система динамической стабилизации направления движения (VDC), системы адаптивного круиз-контроля (ACC), системы пробуждения водителя от сна за рулем, системы ориентирования в условиях плохой видимости, система контроля за давлением воздуха в шинах, и некоторые другие.
Перечень систем активной безопасности автомобилей постоянно расширяется, при этом основная роль в управлении этими системами отводится электронным устройствам.




Системы пассивной безопасности предназначены для обеспечения безопасности людей в автомобиле и снижения тяжести последствий ДТП, когда авария все-таки случилась.
К системам пассивной безопасности можно отнести системы ограничения перемещений и перегрузок человека при столкновении, при конструировании которых большое внимание уделяется краш-тестам, позволяющим имитировать разнообразные ситуации при ДТП.
В последние годы инженеры пытаются моделировать и создавать автомобильные кузова с изменяемой при ударе структурой, но о практическом применении таких разработок, управляемых электроникой, пока информации нет.

Экологической безопасности автомобилей в последние годы уделяется все более пристальное внимание, поскольку львиная доля выбросов в атмосферу принадлежит эксплуатируемой моторизованной технике, в том числе – автомобилям.
За чистотой продуктов «выдыхания» автомобилей следят такие устройства, как нейтрализаторы отработавших газов, системы рециркуляции выхлопа, а также системы типа «старт-стоп».

Следует помнить, что как бы ни совершенствовались системы активной и пассивной безопасности автомобиля, безопасность движения – это, прежде всего, мастерство и ответственность водителя. По статистике, основной причиной совершения водителями ДТП является их недисциплинированность.
Наибольшее число ДТП в России возникает из-за управления транспортными средствами водителями в нетрезвом состоянии (почти 25%), превышения скорости (более 17%), нарушения правил обгона (почти 16%).

Данный цикл статей содержит описание и принцип работы следующих систем активной, пассивной и экологической безопасности автомобилей:

электронные системы, обеспечивающие безопасность автомобиля

***

Антиблокировочные системы торможения



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты