Электроника и безопасность автомобиля




Системы активной безопасности автомобиля


Системы пробуждения от сна за рулем




Настоящим бичом для безопасности движения является засыпание водителя за рулем автомобиля. Немало этому способствует повышение уровня комфортности управления автомобилем, а также качества дорог. Статистика показывает, что водители, уснувшие за рулем, виновны в 3% случаев от общего числа дорожных происшествий, при этом почти 50% этих происшествий заканчиваются летальным исходом.
электронные системы пробуждения от сна за рулем автомобиля Как правило, такие ситуации заканчиваются неожиданным выездом на встречную полосу движения или съездом в дорожный кювет со всеми вытекающими последствиями.

По этой причине конструкторы и разработчики неустанно работают над применением различных систем, предупреждающих засыпание водителя во время движения автомобиля.
Для борьбы с сонливостью можно применять довольно многочисленные способы индивидуальной профилактики засыпания за рулем.
Кроме того, в ряде случаев актуально использование специальных электронных устройств, препятствующих засыпанию водителей. Они различаются по конструкции, особенностям эксплуатации и принципам работы, и делятся на несколько групп.

Устройства, реагирующие на манипуляции с рулевым колесом

Данная система реагирует на различение стилей вождения дремлющего и бодрствующего водителя. Бодрствующий водитель постоянно корректирует движение автомобиля небольшими поворотами руля (подруливает). У дремлющего водителя стиль езды иной: отсутствие активности несколько секунд, затем внезапный резкий поворот вправо или влево.
Бортовой компьютер постоянно контролирует манипуляцию водителя с рулевым колесом посредством специальной программы, и, если стиль вождения начинает совпадать со стилем дремлющего человека, издается предупреждающий звуковой сигнал, призванный разбудить засыпающего водителя.

Устройства, регистрирующие наклон головы водителя

Приборы описываемой группы внешне обычно напоминают наушники. При наклоне головы водителя вперед (что свидетельствует о скором или наступающем засыпании) устройство издает резкий звуковой сигнал, инициирующий пробуждение.

системы контроля над усталостью и засыпанием водителя за рулем

К сожалению, большинство моделей имеют несовершенную конструкцию, из-за чего они иногда срабатывают ошибочно. Кроме того, момент наклона головы у водителя может не предшествовать засыпанию, а совпадать по времени с моментом отключения сознания. Опасность представляют, также, непроизвольные действия засыпающего водителя при подаче громкого звукового сигнала.
Если в это время автомобиль движется по опасной или оживленной трассе, промежутка в 2-3 секунды (от звукового сигнала до пробуждения) может «хватить» для того, чтобы попасть в ДТП.
Самый известный представитель данной группы устройств – аппарат «Антисон».

Приборы, фиксирующие изменение кожно-гальванической реакции

Чаще всего они изготавливаются в виде колец, надеваемых на два пальца, или браслетов. После непродолжительной калибровки работающий аппарат измеряет электрическое сопротивление кожи, на основании чего делает «вывод» о состоянии реакции человека. При ее снижении раздается резкий сигнал (световой, звуковой и вибрация), по которому водитель узнает, что на протяжении ближайших 2-3 минут он может заснуть.
Один из наиболее известных таких аппаратов называется «Stop Sleep» («стоп-сон») и довольно часто используется профессиональными водителями и дальнобойщиками. Постепенно использование этих приборов становится все более распространенным; например, предполагается, что вскоре они появятся у подмосковных водителей рейсовых автобусов.




Аппараты, измеряющие постоянное внимание водителя

Они представляют собой портативные устройства, устанавливаемые на приборную панель автомобиля. Сущность их работы состоит в том, что на аппарате периодически загорается лампочка; в ответ на это человек, находящийся за рулем, должен нажать кнопку. Световой стимул включается через неравные промежутки времени.
Если водитель медленно реагирует на сигнал или пропускает его, аппарат сигнализирует ему об этом.
Данные модели устройств, препятствующих засыпанию, используются среди водителей коммерческих рейсов в США.

Устройства, следящие за движениями глаз

Аппараты этой группы проводят видеофиксацию движений глаз и век, детектируют медленные («плавающие») движения глазных яблок, учащение миганий и увеличение продолжительности закрытия глаз. Эти признаки указывают на возможное засыпание водителя и подают тревожный сигнал.
На практике иногда используются не отдельные приборы, а целые системы (например, «Eye Tracker»), устанавливаемые в автомобилях и регистрирующие движения головы и глаз. Они предотвращают засыпание при помощи звуков, вибрации водительского сиденья и других способов пробуждения.

электронные системы контроля над усталостью водителя за рулем автомобиля

Многие приборы из этой категории пока что находятся на стадии разработки, и их истинная эффективность неизвестна. Например, в Америке сконструированы аппараты, работа которых основана на методе отраженной окулографии.
Во время вождения человек должен надевать специальные очки с инфракрасными датчиками, которые посылают излучение на область его глаз и получают отраженные лучи. Компьютерная система, установленная в автомобиле, обрабатывает информацию и обеспечивает подачу сигнала водителю при его засыпании.

Аппараты, определяющие положение автомобиля на дороге

Данные устройства устанавливаются на задней части транспортного средства и регистрируют боковое отклонение машины от линии разграничения на дороге. Как только автомобиль начинает «заносить», прибор сообщает об этом человеку, сидящему за рулем.

Некоторые современные зарубежные автомобили оснащены встроенной системой безопасности, состоящей из нескольких видеокамер и датчиков, расположенных в салоне и снаружи него. Эти системы оценивают сразу несколько параметров безопасности движения и состояния водителя, и отличаются высокой степенью надежности.

***

Системы ориентирования в условиях плохой видимости



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты