Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Диагностика автомобилей газоанализаторами


Анализ содержания кислорода и углекислоты в отработавших газах




Кислород (О2) и двуокись углерода (СО2) в выхлопных газах

Информации, получаемой от двухкомпонентного газоанализатора по содержанию компонентов СО и СnНm, может быть недостаточно для диагностирования состояния двигателя, к тому же эти газы влияют друг на друга в каталитическом нейтрализаторе.
содержание кислорода и углекислого газа в отработавших газах двигателя В то же время повышенное содержание кислорода в выхлопных газах - это индикатор работы двигателя на обедненной смеси, поэтому контроль этого компонента в отработавших газах позволяет более полно и объективно диагностировать работу двигателя.

Кислород (О2) – необходимый компонент топливовоздушной смеси, поскольку без кислорода в принципе невозможно горение никакого, даже самого пожароопасного и взрывоопасного топлива. Атмосферный воздух примерно на 21 % состоит из кислорода, и этого количества вполне хватает для сжигания топлива в цилиндрах двигателя при правильном составе топливовоздушной смеси.

Уровень кислорода в выхлопных газах должен быть низким, не более 0,5%. Более высокие значения свидетельствуют о неполноценном сгорании топлива, что может быть связано с плохой герметичностью впускного тракта, низким качеством топлива, перебоями в работе системы зажигания и др.
Как правило, повышенное содержание кислорода в выхлопных газах сопровождается и увеличением количества вредных компонентов из-за неполного окисления углерода и частиц несгоревшего топлива.




Следует иметь в виду, что негерметичность в выпускном тракте также приводит к повышенному содержанию кислорода в выхлопных газах, что может привести к ложному указанию на обеднение смеси за счет подсоса воздуха во впускном тракте. Поэтому чтобы быть уверенным в показаниях газоанализатора по параметру О2, необходимо убедиться в исправности выпускного тракта.

Для этого следует сравнить показания газоанализатора на холостых оборотах и для режима 2500 оборотов в минуту, обращая внимание на следующее:

  • если содержание кислорода высокое и на холостых и на высоких оборотах, значит в обоих случаях смесь бедная, что указывает на исправность выпускного тракта;
  • если содержание кислорода мало на холостых оборотах и велико на высоких оборотах, можно сделать вывод, что выпускной тракт исправен, но в нем установлен нейтрализатор с инжекцией (дополнительной подачей) воздуха;
  • если на холостых оборотах содержание кислорода велико, а на высоких оборотах мало - скорее всего, имеется небольшая утечка, незаметная при больших выбросах выхлопных газов в выпускном тракте.

Содержание двуокиси углерода (углекислота, СО2) в отработавших газах - показатель эффективности процесса сгорания топлива в двигателе. Нормальное содержание двуокиси углерода в выхлопных газах должно составлять 12…17%.
Этот газ считается относительно безопасным, и в определенных дозах даже оказывает благотворное влияние на организм живых существ и растений.
При стехиометрическом (оптимальном) составе топливовоздушной смеси содержание СО2 в выхлопных газах имеет максимальное значение, в случае обогащения или обеднения смеси содержание СО2 в выхлопе уменьшается, а содержание угарного газа СО и углеводородов СН возрастает.
По этой причине само по себе значение содержания СО2 не позволяет сделать вывод, бедная смесь или богатая, необходимо дополнительно учитывать показания по СО и СН.

***

Анализ содержания окислов азота в выхлопных газах