Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Диагностика автомобилей газоанализаторами


Окислы азота в выхлопных газах и их измерение




Общие сведения об окислах азота

Оксиды азота являются одними из наиболее токсичных компонентов отработавших газов. При нормальных атмосферных условиях азот представляет собой весьма инертный газ, и его значительное содержание в воздухе (порядка 78%) не оказывает негативного воздействия на животые организмы и растения. При высоких давлениях и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом.
окислы азота в выхлопных газах, их вредные свойства и причины образования В выхлопных газах автотракторных двигателей более 90% всего количества NOx составляет оксид азота NO, который ещё в системе выпуска, а затем и в атмосфере легко окисляется в диоксид (NO2).

Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека NOx проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо эффективных нейтрализующих средств в настоящее время нет.

Окись азота NO - бесцветный газ чуть тяжелее воздуха. Ядовитый газ с выраженным удушающим действием.

Диоксид азота NO2 – один из самых распространенных загрязнителей атмосферы на сегодняшний день, играющий немалую роль в образовании смога и кислотных осадков.
Двуокись азота – неорганическое соединение, представляющее собой газ желто-бурого цвета. В условиях низких температур становится бесцветным.
При температуре большей, чем 150°С, происходит диссоциация диоксида на оксид азота и кислород.
Данное соединение характеризуется специфическим запахом, который в значительных концентрациях становится удушливым.
Имеет высокую химическую активность. Взаимодействует с неметаллами, в реакциях с которыми выступает окислителем. При контакте с водой превращается в азотную кислоту, со щелочной средой – образует нитриты и нитраты.

Класс опасности диоксида азота второй, т. е. NO2 относится к очень опасным веществам. Газ оказывает негативное влияние на обоняние, зрение, органы дыхания, способен вызывать хронические заболевания органов чувств и дыхания, сердечно-сосудистые и даже онкологические заболевания. Предельно допустимая максимально-разовая концентрация (ПДК) диоксида азота в воздухе населенных пунктов равна 0,085 мг/м3, среднесуточная – 0,04.

Закись азота N2O образующаяся главным образом естественным путем, относительно безвредна для человека. Этот газ называют также оксид диазота или «веселящий газ». Он представляет собой бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом.
Вдыхание небольших количеств N2O приводит к притуплению болевой чувствительности, вследствие чего этот газ иногда в смеси с кислородом применяют для наркоза.
В малых количествах закись азота вызывает чувство опьянения (отсюда название «веселящий газ»).
Вдыхание чистой закиси азота быстро вызывает наркотическое состояние и удушье.




Анализ содержания окислов азота в выхлопных газах

Окислы азота x, формируются в камере сгорания двигателя при температуре выше 1370 °С или при большом давлении.
При соединении окислов азота с углеводородными компонентами СnНm (остатки несгоревшего топлива) в атмосфере под воздействием солнечных лучей образуется фотохимический вредный для органов дыхания человека.

Окись азота - бесцветный газ без вкуса и запаха. Двуокись азота 2 - рыжеватый газ с кислым едким запахом. Из этих компонентов в камере сгорания двигателя образуется группа окислов азота, для краткости обозначаемых, как x.

Содержание x, в выхлопных газах определяют с помощью пятикомпонентного газоанализатора электрохимическим методом (как и содержание кислорода). Окислы азота x формируются при работе двигателя под нагрузкой. Поэтому для получения объективных результатов измерения приходится проводить на динамометрическом стенде или в поездке портативным газоанализатором.

Эффективной мерой борьбы против образования x, является применение системы рециркуляции выхлопных газов.

Исправный автомобиль под нагрузкой должен иметь содержание x, в выхлопных газах менее 1000 ppm, на холостых оборотах - менее 100 ppm.
Повышенное содержание x в выхлопных газах обычно имеет место, когда:

  • двигатель перегрет;
  • топливная смесь бедная.

Образование x, напрямую связано с температурой в камере сгорания. Горение бедной смеси происходит с повышением температуры.
При повышенном содержании x, следует проверить:

  • работу клапана и целостность патрубков в системе рециркуляции выхлопных газов;
  • систему охлаждения двигателя;
  • топливную систему на предмет обеднения смеси.

***

Определение токсичных компонентов без газоанализатора