Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Программное обеспечение систем стандарта OBD-II




Поскольку электронный блок управления системами автомобиля (контроллер) является компьютером, для его полноценного функционирования необходимы программы, структура которых в современных системах управления двигателем, агрегатами или другими элементами конструкции достаточно сложная. Программное обеспечение контроллера управления элементами конструкции современного автомобиля является многоуровневым.

Первый уровень – программное обеспечение функций управления (например, реализация впрыскивания топлива в системе питания двигателя).

Второй уровень – программное обеспечение функции электронного резервирования основных сигналов управления при отказе управляющих систем.

Третий уровень - бортовая самодиагностика и регистрация неисправностей в основных электрических и электронных узлах и блоках автомобиля.

Четвертый уровень – диагностика и самотестирование в тех системах управления двигателем, неисправность в работе которых может привести к увеличению вредных выбросов в отработавших газах в окружающую среду.

Следует отметить, что в настоящее время можно разыскать программы для различных электронных систем управления (ЭСУ) в Интернете, при этом нередко такие программы сопровождаются рекламой о небывалом росте динамических возможностей вашего автомобиля при их использовании.
Пожалуй, доля истины (о росте мощности двигателя) в этих рекламно-хвалебных одах может присутствовать, однако, не следует забывать о золотом правиле - выигрывая в чем-либо, обязательно проигрываешь в другом.

Заводские программы для электроники автомобиля сбалансированы по многим параметрам, и нарушение этого баланса приводит к перекосам в каком-либо (или каких-либо) из этих параметров.
Так, рост мощности двигателя и улучшение динамики автомобиля, безусловно, будет сопровождаться существенным увеличением расхода топлива и ухудшением экологических показателей, при этом соотношение «дебит-кредит» будет далеко не всегда пропорциональным. Поэтому не стоит вносить коррективы в заводские настройки ЭСУ вашего автомобиля без крайней на то необходимости.

Диагностика и самотестирование в OBD-II

Диагностика и самотестирование в системах OBD-II осуществляется подпрограммой четвертого уровня, которая называется подпрограмма DE (Diagnostic Executive – исполнитель диагностики). Эта подпрограмма с помощью специальных устройств, проводящих мониторинг отдельных параметров, называемых тест или анализатор (Emission Monitor EMM), контролирует до семи различных систем автомобиля, неисправность в которых может привести к увеличению токсичности выбросов.
Остальные датчики и исполнительные механизмы, не вошедшие в эти семь систем, контролируются восьмым анализатором CCM (Comprehensive Component Monitor).
Подпрограмма DE выполняется в фоновом режиме, когда контроллер управления не занят выполнением основных функций управления.
диагностика и самотестирование в OBD-II Все восемь упомянутых мини-программ или контрольных наблюдений осуществляют постоянный контроль бортового оборудования автоматически.

Каждая мини-программа может тестировать во время движения автомобиля только один раз, т. е. во время цикла «ключ зажигания включен - двигатель работает - ключ выключен» при выполнении определенных условий. Критерием начала тестирования могут быть: время после запуска двигателя, частота вращения коленчатого вала, скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки и т. д.

Многие тесты мониторинга EMM выполняются на прогретом двигателе. Производители автомобилей по-разному нормируют это условие: например, для автомобилей «Ford» (США) норма означает, что температура двигателя превышает 70 ˚С и в течение поездки она повысилась не менее, чем на 20 ˚С.




Подпрограмма DE устанавливает порядок и очередность проведения тестов:
- отмененные тесты – подпрограмма DE выполняет некоторые вторичные тесты по программному обеспечению второго уровня только, если прошли первичные тесты первого уровня, в противном случае тест не выполняется, т. е. происходит его отмена;
- конфликтующие тесты – одни и те же датчики и компоненты системы управления должны быть использованы разными тестами мониторинга. Подпрограмма DE не допустит проведения двух тестов одновременно, задерживая очередной тест до конца выполнения предыдущего;
- задержанные тесты (тесты мониторинга) – имеют различный приоритет. Подпрограмма DE задержит выполнение теста с более низким приоритетом, пока не выполнит тест с более высоким приоритетом.

В зависимости от типа контроллера управления CCM может контролировать следующие устройства системы управления двигателем (ЭСУД):

  • датчик массового расхода воздуха (ДМРВ);
  • датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ);
  • датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ);
  • датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • датчик положения коленчатого вала (ДПКВ);
  • датчик положения распределительного вала (ДПРВ или датчик фаз);
  • бензонасос.

Обычно подпрограмма DE включает лампу MIL после обнаружения неисправности в двух поездках подряд.

С помощью сети EMM подпрограмма DE контролирует подсистемы автомобиля, неисправность которых может увеличить количество выбрасываемых в окружающую среду токсичных веществ. Устройства мониторинга EMM способны обнаружить ухудшение характеристик обслуживаемых подсистем, приводящее к превышению норм на токсичность в 1,5 раза.
Устройства тестирования (их иногда называют мониторами) EMM контролируют:

  • каталитический нейтрализатор;
  • датчики кислорода (λ-зонды), установленные до и после нейтрализатора отработавших газов;
  • пропуски воспламенения;
  • дозирующую топливо систему;
  • систему улавливания паров топлива;
  • систему рециркуляции отработавших газов;
  • систему подачи воздуха и выпускной коллектор.

Принцип диагностирования и контроля работы этих систем рассмотрен на отдельных страницах сайта.

***

Устройство мониторинга системы выпуска отработавших газов