Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Тестирование каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода




Устройство мониторинга каталитического нейтрализатора

Газоанализаторы, способные выполнить полноценный мониторинг каталитического нейтрализатора в настоящее время являются дорогостоящими и громоздкими устройствами, поэтому на автомобили из экономических соображений не устанавливаются. Для контроля исправности нейтрализатора на его выходе устанавливается второй датчик кислорода (λ-зонд) (рис. 1).

Система управления подачей топлива в двигатель содержит релейный стабилизатор стехиометрического состава топливовоздушной смеси, который формирует сигнал для корректирования длительности впрыска на основе анализа входного сигнала от первого датчика кислорода, установленного перед каталитическим нейтрализатором.

Сигнал этого датчика колеблется между уровнями напряжения 0.1…0,9 В на частоте 4…10 Гц в соответствии с изменениями концентрации кислорода в отработавших газах, поступающих в нейтрализатор.
В исправном нейтрализаторе кислород участвует в химических реакциях, и его концентрация в отработавших газах уменьшается.

сигналы кислородных датчиков до и после катализатора

Из каталитического нейтрализатора поток отработавших газов проходит через второй датчик кислорода (второй λ-зонд), который формирует для контроллера информирующий сигнал о составе газов после их нейтрализации.
Сигнал этого датчика при исправном нейтрализаторе имеет очень низкую амплитуду напряжения или другую частоту колебаний сигнала (рис. 1).
Чем больше «отравлен» или неисправен нейтрализатор, тем более похожи сигналы первого (входного) и второго (выходного) датчиков – они начинают совпадать и по амплитуде напряжения, и по частоте.

В зависимости от типа измерительной системы анализатор каталитического нейтрализатора просто подсчитывает и сравнивает частоты колебаний двух сигналов или производит статистическую обработку этих сигналов.
Устройство мониторинга нейтрализатора через подпрограмму DE запишет код ошибки при обнаружении неисправностей в трех поездках подряд.




Устройство мониторинга датчиков кислорода (λ-зондов)

Мониторинг датчиков кислорода реализует различные тесты в зависимости от того, где расположен датчик – на входе или выходе из каталитического нейтрализатора. Для обоих датчиков проверяется исправность цепей нагревателей.

Для датчика кислорода на входе нейтрализатора проверяются напряжения по высокому и низкому уровням сигнала и частота переключений.
Частота переключений определяется по числу пересечений сигналов λ-датчика со средним уровнем напряжения 450 мВ за определенное время. Полученное значение сравнивается со значением в предыдущем тесте.
Кроме того, устройство тестирования или анализатора определяет длительности фронтов сигнала первого λ-датчика, т. е. длительность перехода с уровня «обедненная смесь – обогащенная смесь», а также обратного перехода уровня «обогащенная смесь – обедненная смесь». Обычно фронт «обедненная смесь – обогащенная смесь» короче.
Анализатор определяет также среднее время реакции кислородного датчика на входе нейтрализатора.

тестирование каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода

Для датчика кислорода на выходе нейтрализатора, сигнал которого почти не флуктуирует (т. е. почти не отклоняется от среднего значения в ту или иную сторону), анализатор проводит два теста: обогащенной смеси – он следит за тем, чтобы сигнал имел фиксированное низкое значение, а при обедненной смеси – фиксированное высокое значение.

Для обоих датчиков кислорода анализатор включает лампу MIL и записывает код неисправности (ошибки) при обнаружении неисправности в двух поездках подряд.

***

Устройство мониторинга пропусков зажигания