Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Мониторинг топливной системы




Принцип диагностирования системы питания автомобильного двигателя заключается в следующем.
Контроллер в режиме работы с обратной связью по кислородному датчику осуществляет стабилизацию стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Это – релейная стабилизация, т. е. состав смеси постоянно колеблется между уровнями в диапазоне «богатая смесь – бедная смесь», но в среднем состав смеси поддерживается стехиометрическим составом. Частота колебаний процесса смесеобразования не более 10 Гц.

При релейной стабилизации стехиометрического состава топливовоздушной смеси контроллер управления постоянно меняет его в пределах ±20 %. Такие же переключения состава горючей смеси требуются и для нормальной работы каталитического нейтрализатора.

Колебания состава горючей смеси отражаются мгновенными значениями коэффициента коррекций топливоподачи. Эти значения колеблются относительно среднего в пределах ±20 % при нормальной работе системы питания. При отключении зажигания мгновенные значения коэффициентов коррекции подачи топлива не сохраняются.

Во время эксплуатации автомобиля в двигателе накапливаются различные изменения характеристик, которые компьютер в контроллере компенсирует, изменяя средние значения коэффициентов коррекции топлива, хранящиеся в памяти контроллера.
Коэффициент коррекции топливоподачи +21 % означает, что контроллер подает в двигатель в среднем на 21 % больше топлива для поддержания стехиометрического состава смеси, чем требуется по расчету для данного режима работы двигателя, или определено экспериментально для заведомо исправного двигателя. В данном случае причиной может быть, например, снижение разрежения в задроссельной зоне впускного коллектора, что приводит к появлению дополнительного воздуха, для компенсации которого контроллер увеличивает подачу топлива в цилиндры на 21 %.




Из вышеприведенного следует, что контроллер определяет текущее значение коэффициента коррекции подачи топлива как сумму среднего значения, хранящегося в памяти контроллера, и мгновенного значения, зафиксированного системой в данный момент времени.

Информация о средних значениях коэффициента подачи топлива нужна при диагностике и входит в число параметров, получаемых от контроллера диагностическим сканером. На устаревших типах автомобилей значения коэффициентов коррекции топливоподачи нормировались в пределах от 0 до 255 делений-отсчетов шкалы калибровочной диаграммы или в процентах от 0 до 100 % (рисунок 1).

диагностирование топливной системы автомобиля

Для контроллера типа МР7.4, который установлен ан автомобиле ВАЗ-2110, среднее значение коэффициентов коррекции топливоподачи задаются в диапазоне ±0,45. По стандарту OBD-II значения нормируют в пределах ±100 % (см. рис. 1), а значения в середине диапазона 128 отсчетов или 0 % соответствуют оптимальному режиму работы исправного двигателя, когда никакой коррекции базовых значений калибровочной диаграммы в осях «обороты - нагрузка двигателя» не производится.

Устройство мониторинга топливной системы отслеживает средние и мгновенные значения коэффициентов коррекции топливоподачи.
Однако возможности коррекции не беспредельны. Поэтому, когда контроллер уже не может изменить подачу топлива и компенсировать накапливающиеся неисправности, что чаще всего наблюдается на двигателе со значительным пробегом, загорается лампа MIL и заносятся в память соответствующие коды неисправностей.

***

Система улавливания паров бензина из топливного бака