Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Мониторинг системы улавливания паров бензина




В процессе эксплуатации автомобиля с бензиновым двигателем в топливном баке образуются пары топлива, выброс которых в атмосферу наносит вред окружающей среде. Чтобы не допустить этого, современные производители оснащают автомобили системами EVAP (Evaporative Emission Control), улавливающими пары бензина для их дальнейшего сжигания в двигателе.

Впервые такие системы появились на автомобилях Toyota (Япония) в 60-х годах прошлого столетия. Несмотря на сложную для тех времен конструкцию, ранние системы EVAP плохо справлялись со своей задачей. Пары бензина продолжали попадать в атмосферу, а в салоне автомобиля нередко присутствовал запах бензина.

В начале 90-х годов прошлого века американские производители начали использовать активированный уголь в качестве наполнителя адсорбера, что позволило эффективнее поглощать топливные пары. Так появились современные системы EVAP, которые в настоящее время используют все мировые автопроизводители.

мониторинг системы улавливания паров бензина из топливного бака автомобилей

Основой данной системы является адсорбер, соединенный с топливной системой автомобиля, и поглощающий пары бензина, поступающие из топливного бака. Корпус адсорбера заполнен гранулами активированного угля, впитывающими топливные пары, не давая им попасть в атмосферу.
С внешней стороны адсорбер соединен с впускным коллектором для продувки системы улавливания паров топлива, а также с воздушным фильтром. В воздушном фильтре создается разница в давлении, необходимая для эффективной продувки адсорбера и освобождения его от скопившихся паров бензина.
Процессом очистки системы EVAP управляет специальный электромагнитный клапан, расположенный между адсорбером и впускным коллектором.
Продувка системы EVAP возможна при определенных нагрузках на двигатель, а также при повышенной частоте вращения коленчатого вала.

При значительных нагрузках на двигатель автомобиля ЭБУ автоматически открывает электромагнитный клапан. Через клапан разрежение впускного тракта проникает в адсорбер, высасывая из него пары бензина и отправляет их в цилиндры двигателя для сгорания. При этом электронной системой управления двигателем (ЭСУД) поддерживается оптимальное для данного режима работы соотношение топлива и воздуха.

В двигателях, оснащенных турбонаддувом, во впускном коллекторе разрежения нет, поэтому производители включают в систему улавливания паров топлива дополнительные двухходовые клапаны. Срабатывая, эти элементы толкают пары бензина внутрь впускного коллектора, откуда они направляются в цилиндры двигателя.
Без системы улавливания паров бензина испарение топлива может прибавить до 20 % к общему количеству токсичных веществ, выбрасываемых автомобилем в окружающую среду.




На рисунке 1 приведена принципиальная схема работы системы EVAP, которая устанавливается в систему питания двигателя и осуществляет мониторинг паров бензина в топливном баке. Устройство контролирует объем паров топлива, поступающего из адсорбера 10 во впускной коллектор 7, и тем самым следит за исправностью системы, а также фиксирует утечки паров бензина при их возникновении.

Пары топлива поступают из герметизированного бака 1 в адсорбер 10 с активированным углем объемом около 1 л, где они впитываются в уголь и накапливаются. При нормальной работе системы и при определенных условиях (например, при равномерном движении автомобиля) контроллер управления открывает электромагнитный клапан 5 продувки адсорбера, пары топлива засасываются с воздухом во впускной коллектор 7 и сжигаются в цилиндрах двигателя.

устройство мониторинга системы улавливания паров бензина из топливного бака автомобилей

При открытом клапане продувки адсорбера 5 и закрытом клапане подвода воздуха 2 устройство мониторинга контролирует объемный расход паров топлива по сигналу датчика давления в бензобаке 5 (см. рис. 1).
При закрытом клапане продувки адсорбера по показаниям датчика давления паров топлива в баке 1 определяется интенсивность выбросов паров топлива. Выбросы паров топлива могут происходить из-за пробки топливного бака, из адсорбера, из клапанов, а также из соединительных шлангов топливной системы.

Если в двух подряд следующих поездках будут зафиксированы неисправности, подпрограмма DE включит лампу MIL и запишет коды неисправностей в память контроллера управления.

В связи с регулярными нагрузками на систему улавливания паров топлива, ее составляющие необходимо периодически проверять. Сигналом для неотложного демонтажа и очистки адсорбера или клапанов служит появление резкого запаха бензина в салоне автомобиля, а также. неустойчивая работа двигателя на холостом ходу.

***

Устройство мониторинга системы рециркуляции отработавших газов