Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Мониторинг системы рециркуляции отработавших газов




Система рециркуляции EGR (Exhaust Gas Recirculation) предназначена для уменьшения содержания оксидов азота (NOx) в отработавших газах, и в присутствии солнечного света оксиды азота вступают в реакцию с углеводородами, образуя канцерогенный фотохимический смог.

Впервые система EGR была применена на автомобилях фирмы «Крайслер» (США) в 1972 г. Известно, что оксиды азота образуются при температуре сгорания топлива выше 1370 ˚С, а на некоторых режимах работы двигателя, когда не производится отбор полной мощности (например, при равномерном движении по шоссе) допустимо снизить температуру сгорания рабочей смеси, т. е. пойти на уменьшение мощности.
Это достигается введением в отработавшие газы небольшого количества (6…10 %) инертных газов из выпускного во впускной коллектор. Инертный газ разбавляет топливовоздушную смесь, не изменяя соотношения воздуха и топлива в смеси.

мониторинг системы рециркуляции отработавших газов

С 1980-х годов EGR стала частью электронной системы автоматического управления двигателем. Устройство мониторинга EGR контролирует эффективность работы системы рециркуляции отработавших газов. Во время теста мониторинга открывается и закрывается клапан EGR и фиксируется реакция контроля датчика.
Выходной сигнал контрольного датчика сравнивается со значениями из калибровочной таблицы, хранящейся в памяти ЭБУ, и определяется эффективность системы EGR. При неудовлетворительных результатах монитор запишет в память контроллера соответствующие коды неисправностей.

В качестве контрольного датчика могут быть использованы различные устройства. На автомобилях фирмы «Крайслер» контролируется изменение выходного напряжения датчика кислорода (λ-зонда). При нормальной работе системы рециркуляции после закрытия клапан EGR содержание кислорода в отработавших газах повышается, и напряжение на выходе кислородного датчика уменьшается.
Устройство мониторинга запишет код неисправности в память контроллера, если это напряжение уменьшится недостаточно.




Для автомобилей фирмы «Форд» (США) используют два типа контрольных датчиков в зависимости от модели автомобиля. В одном из вариантов применяется терморезистор с отрицательным коэффициентом сопротивления, установленный на входном патрубке клапана системы EGR. С помощью терморезистора монитор контролирует температуру выхлопных газов при открытом и закрытом клапане.
Для исправной системы EGR напряжение на терморезисторе уменьшится, когда клапан рециркуляции отработавших газов открывается. Если изменение напряжения не соответствует значению, заложенному в память, анализатор запишет код неисправности в память.

В другом варианте в трубе между клапаном EGR и впускным коллектором делается вставка с калиброванным отверстием измерения дифференциального давления. Когда клапан EGR открывается, это давление возрастает, что фиксируется монитором с помощью датчика дифференциального давления. Когда клапан EGR закрыт, давление по обе стороны вставки становится одинаковым.

На автомобилях фирмы «Дженерал Моторс» (США) в качестве контрольного используют датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе, где давление изменяется при открывании клапана EGR.

***

Устройство мониторинга подачи вторичного воздуха