Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Мониторинг подачи вторичного воздуха
(AIR monitor)




В бензиновых двигателях впрыск вторичного воздуха в выпускную систему является эффективным методом снижения выбросов вредных веществ при холодном пуске. Для надежного пуска холодного двигателя необходима богатая топливовоздушная смесь, т. е. при пуске и работе холодного двигателя в отработавших газах будет содержаться некоторое количество несгоревшего топлива и недоокислившиеся продукты сгорания (окись углерода и несгоревшие углеводороды). А поскольку, катализатор еще не достиг рабочей температуры, вредные компоненты отработавших газов попадают в окружающую среду.

Для того чтобы уменьшить содержание вредных веществ в отработавших газах во время холодного запуска двигателя, атмосферный («вторичный») воздух подается в выпускной коллектор в непосредственной близости от выпускных клапанов с помощью системы подачи вторичного воздуха (другое название - система дополнительной подачи воздуха). Это приводит к дополнительному окислению («дожиганию») вредных веществ в отработавших газах, при котором образуется безвредный углекислый газ и вода.
Тепло, выделяющееся в результате этого процесса, дополнительно нагревает катализатор и кислородные датчики, тем самым сокращая время начала их эффективной работы.

Конструкция системы подачи вторичного воздуха включает насос вторичного воздуха, клапан подачи вторичного воздуха и систему управления. Насос вторичного воздуха представляет собой радиальный вентилятор с электрическим приводом. Атмосферный воздух в насос поступает по каналу из воздушного фильтра. Забор воздуха в насос может производиться непосредственно из моторного отсека. В этом случае насос оборудуется собственным встроенным воздушным фильтром.

Клапан подачи вторичного воздуха установлен между насосом вторичного воздуха и выпускным коллектором. Он объединяет обратный и запорный клапаны. Обратный клапан препятствует выходу отработавших газов и конденсата из выпускной системы и, тем самым, защищает насос вторичного воздуха от повреждения. Запорный клапан обеспечивает подачу вторичного воздуха в выпускной коллектор во время холодного пуска двигателя.

мониторинг подачи вторичного воздуха

Клапан подачи вторичного воздуха приводится в действие различными способами: вакуумным, воздушным и электрическим. Самым распространенным является вакуумный привод клапана с управлением от электромагнитного переключающего клапана. Клапан может срабатывать и от давления, создаваемого насосом вторичного воздуха.
Самым совершенным является клапан подачи вторичного воздуха с электрическим приводом, который имеет более короткое время срабатывания и устойчив к загрязнению.




Система подачи вторичного воздуха не имеет собственной системы управления, а включена в цепь системы управления двигателем. Исполнительными устройствами системы управления является реле электродвигателя насоса вторичного воздуха и электромагнитный переключающий клапан вакуумной магистрали.
Управляющие воздействия на исполнительные устройства формируются на основании сигналов кислородных датчиков, датчиков температуры охлаждающей жидкости, массового расхода воздуха, частоты вращения коленчатого вала.
Система срабатывает при температуре охлаждающей жидкости в двигателе от +5 до +33 °С и работает в течение 100 сек, затем отключается. При температуре ниже +5 °С система неактивна.
При запуске прогретого двигателя, работе на холостом ходу система может кратковременно включаться до достижения рабочей температуры двигателя.

Каталитические нейтрализаторы с вторичной инжекцией воздуха используются не на всех автомобилях, соответственно, в программном обеспечении не на всех контроллерах имеются такие мониторы.

AIR-анализатор контролирует во время теста мониторинга исправность воздушного клапана и байпасного канала, а также – количество воздуха, проходящего через нейтрализатор. Для оценки количества прошедшего через клапан в нейтрализатор воздуха большинство производителей автомобилей используют датчик кислорода (λ-зонд) на входе нейтрализатора.
Подпрограмма DE задерживает выполнение тест мониторинга анализатора кислородных датчиков.

Как и для всех остальных анализаторов, подпрограмма DE включает лампу MIL и записывает коды неисправностей в память контроллера при обнаружении неисправности в двух поездках подряд.

***

Структура кодов неисправностей и ошибок ЭСУ