Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Коды неисправностей электронных систем управления




Сохранение данных об обнаруженной неисправности

При обнаружении той или иной неисправности в память ошибок контроллера ЭСУД вносится следующая информация:
- код ошибки в соответствии с международной классификацией;
- статус-флаги или просто признаки, которые характеризуют состояние неисправности во время считывания информации при помощи прибора диагностики;
- стоп-кадр, показывающий значения наиболее значимых для системы параметров при фиксации ошибки.

Коды ошибок и дополнительная информация, которая сопутствует им при обнаружении неисправности, делают существенно легче специалистам их поиск, а также устранение.

Структура кодов неисправностей

Использующиеся на сегодняшний день системы бортовой диагностики, могут идентифицировать почти сотню неполадок ЭСУД. Каждая неисправность имеет свой код в соответствии с международной классификацией. При этом код ошибки однозначно показывает, какой сигнал компонента системы управления считается ложным, однако причину случившейся неисправности не определяет: это может быть и обрыв или же короткое замыкание цепей, и выход из строя самого контроллера, и неисправность датчика.

Некоторые коды указывают неисправности не в одном из датчиков, а в целой подсистеме ЭСУД. Такие коды возникают по причине неравномерного вращения коленчатого вала, которое вызывают механические неисправности (например, в одном из цилиндров снизилась компрессия), или неисправность электрических компонентов ЭСУД.
Случаются неисправности, коды ошибок по которым не фиксируются совсем, например, ошибки, влияющие на ходовые качества автомобиля.

коды неисправностей электронных систем управления автомобиля

В любом из таких случаев для определения точной причины неисправности необходимо провести серию проверок с использованием оборудования диагностики. Правильное использование всего объёма полученной от системы информации позволяет максимально уменьшить время на поиски неисправностей.

В соответствии со стандартом OBD-II коды неисправностей алфавитно-цифровые содержат пять символов, например, P0113.
Первый символ – буква, указывающая на систему, в которой произошла неисправность.
Второй символ – цифра указывает как определен код: с помощью SAE или производителем автомобиля.
Остальные три цифры указывают характер неисправности.




Стандартом OBD-II используется четыре буквы для обозначения основных электронных систем автомобиля:
- «В» - для электроники кузова (body);
- «С» - для электроники, применяемой в элементах шасси (трансмиссия, подвеска, органы управления автомобилем);
- «Р» - для электронных систем управления силовым агрегатом (ЭСУД, КПП);
- «U» - тип системы управления не определен.

Не все возможные комбинации кодов неисправностей использованы, многие зарезервированы на будущие стандартов SAE.

Второй символ – цифра – принимает значения 0, 1, 2, 3:
«0» - (это цифра, а не буква) означает, что код неисправности введен с помощью стандарта SAE;
«1» и «2» - указывают на то, что код введен производителем автомобиля (заводской код);
«3» - резервная цифра для последующего использования в стандартах SAE.

Третий символ – цифры от 0 до 9 указывает на подсистему, где произошла неисправность. Например, для систем управления силовым агрегатом («Р») третий символ может выглядеть так:

  • 1 – Emission Management (Fuel or Air) системы подачи топлива и воздуха (т. е. система питания двигателя);
  • 2 - Injector Circuit (Fuel or Air) (цепь инжектора, топливная система или воздухоподача)
  • 3 – система зажигания (Ignition or Misfire);
  • 4 – система контроля токсичности отработавших газов (Emission Control);
  • 5 – (Vehicle Speed & Idle Control) система контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя (скорость и холостой ход);
  • 6 – (Computer & Output Circuit) контроллер (ЭБУ или его внешние цепи);
  • 7, 8 – (Transmission) трансмиссия (АКПП);
  • 9, 0 – зарезервировано за стандартами SAE (SAE Reserved).

Последние две цифры в коде указывают на конкретную причину неисправности, т. е. непосредственно код ошибки (таблица кодов неисправностей здесь).

Коды неисправностей различных датчиков, исполнительных механизмов, электронных и электрических цепей организованы в блоки по значениям левой цифры из двух. Правая цифра в блоке соответствует более специфической информации. Например, низкое или высокое напряжение, сигнал вне допустимого диапазона значений и т. п.

Так, с учетом вышеизложенного, код Р0113 расшифровывается следующим образом: Р – неисправность систем управления силовым агрегатом; 0 – код установлен стандартом SAE; 1 – система подачи топлива и воздуха; 12 – высокий уровень сигнала датчика температуры воздуха во впускном коллекторе.

Диапазоны кодов и соответствующие им системы автомобиля


Таблица 1. Диапазоны кодов, используемых для обозначения ошибок в системах автомобилей

Контроль систем смесеобразования и снижения токсичности выхлопа
P0001 – P0099
Контроль системы смесеобразования
P0100 – P0299
Система зажигания и система контроля пропусков воспламенения смеси
P0300 – P0399
Вспомогательные системы контроля эмиссии
P0400 – P0499
Контроль скорости автомобиля, системы холостого хода и других систем
P0500 – P0599
Блоки управления ECM/PCM/TCM и другие системы
P0600 – P0699
Трансмиссия
P0700 – P0999
Неисправности ходовой части (управление тормозной системой, пневмоподвеской)
C0ххх
Оборудование кузова (иммобилайзер, стеклоподъемники, регулировка сидений, климат-контроль)
B0ххх
Неисправности систем передачи данных между различными контроллерами автомобиля
U0ххх
Специальные коды заданные производителями
(P1,P2)xxx
(C1,C2)xxx
(B1,B2)xxx
(U1,U2)xxx
Зарезервированы
(P,C,B,U)3xxx

Типы ошибок

Помимо основного набора символов, код ошибки может содержать два дополнительных символа, указывающих на тип ошибки.
Пример кода ошибки с указанием её типа: P2181-XX (ХХ — тип ошибки).
Ниже приведены наиболее часто используемые дополнительные символы, предназначенные для обозначения типов ошибок.

00   Нет дополнительной информации о типе ошибки
01   Общая электрическая неисправность
02   Общая ошибка сигнала
03   Ошибка частотно-модулированного или импульсно-модулированного сигнала
04   Внутренняя системная ошибка
05   Ошибка программирования системы
06   Ошибка алгоритма
07   Механическая неисправность
08   Ошибка сигнала шины данных или сообщения
09   Ошибка компонента
11   Короткое замыкание на массу
12   Короткое замыкание на «+»
13   Обрыв цепи
14   Обрыв цепи или короткое замыкание на массу
15   Обрыв цепи или короткое замыкание на «+»
16   Напряжение в цепи ниже требуемого
17   Напряжение в цепи выше требуемого
18   Ток в цепи ниже требуемого
19   Ток в цепи выше требуемого
1A   Сопротивление в цепи ниже требуемого
1B   Сопротивление в цепи выше требуемого
1C   Напряжение в цепи выходит за нормальный диапазон
1D   Ток в цепи выходит за нормальный диапазон
1E   Сопротивление в цепи выходит за нормальный диапазон
1F   Ненадежный контакт электрической цепи
21   Амплитуда сигнала ниже минимума
22   Амплитуда сигнала выше максимума
23   Сигнал — постоянно низкий уровень
24   Сигнал — постоянно высокий уровень
25   Ошибка формы сигнала
26   Величина изменения сигнала ниже требуемого
27   Величина изменения сигнала выше требуемого
28   Величина смещения сигнала выходит за установленный диапазон или ошибка нулевой регулировки
29   Некорректный сигнал
2A   Сигнал — постоянный уровень
2B   Сигнал — перекрестный
2F   Сигнал — хаотичный
31   Нет сигнала
32   Низкий уровень сигнала — период меньше минимально допустимого
33   Низкий уровень сигнала — период больше максимально допустимого
34   Высокий уровень сигнала — период меньше минимально допустимого
35   Высокий уровень сигнала — период больше максимально допустимого
36   Частота сигнала — слишком низкая
37   Частота сигнала — слишком высокая
38   Частота сигнала — некорректная
39   Сигнал — слишком мало импульсов
3A   Сигнал — слишком много импульсов
41   Общая ошибка контрольной суммы
42   Общая ошибка памяти
43   Общая ошибка памяти
44   Ошибка памяти данных
45   Ошибка программной памяти
46   Ошибка памяти калибровки или параметров
47   Ошибка микроконтроллер системы безопасности
48   Ошибка контрольного программного обеспечения
49   Внутренняя электронная ошибка
4A   Неверно установленный компонент
4B   Состояние перегрева
51   Компонент не запрограммирован
52   Программа компонента не активирована
53   Программа компонента отключена
54   Потеря калибровки
55   Система не сконфигурирована
56   Неверная или несовместимая конфигурация
57   Неверное или несовместимое программное обеспечение компонента
61   Ошибка расчета сигнала
62   Ошибка сравнения сигнала
63   Время ожидания защиты цепи/компонента
64   Ошибка достоверности сигнала
65   Сигнал — слишком мало переключений
66   Сигнал — слишком много переключений
67   Некорректный сигнал после переключения
68   Информация о событии
71   Привод — заедание
72   Привод — заедание в открытом положении
73   Привод — заедание в закрытом положении
74   Привод — проскальзывание
75   Аварийное положение не может быть достигнуто
76   Неверное положение установки
77   Требуемое положение не может быть достигнуто
78   Некорректное совмещение или регулировка
79   Ошибка механического привода
7A   Утечка жидкости или негерметичность уплотнения
7B   Низкий уровень рабочей жидкости
81   Получена недостоверная последовательность данных
82   Счетчик циклов — величина некорректна или не обновляется
83   Некорректная расчетная величина защитного сигнала
84   Сигнал — ниже допустимого уровня
85   Сигнал — выше допустимого уровня
86   Некорректный сигнал
87   Пропуск сообщения
88   Шина данных отключена
8F   Сигнал хаотичный
91   Параметр компонента вне нормального диапазона
92   Функционирование или неисправность
93   Не действует
94   Неожиданное действие компонента
95   Некорректная сборка
96   Внутренняя ошибка компонента
97   Действие компонента или системы затруднено или заблокировано
98   Перегрев компонента или системы
9A   Условия работы компонента или системы

На следующей странице приведены основные коды неисправностей стандарта OBD-II.

***

Коды неисправностей электронных систем управления автомобилей