Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Системная структура электрооборудования автомобиля




Электрооборудование автомобилей образует сложную структуризованную сеть, включающую в себя несколько систем, в которых сгруппированы устройства, приборы и цепи, имеющие общий функционал по назначению.
В зависимости от своего функционального назначения системы электрооборудования подразделяют на:

  • систему электроснабжения, состоящую из генераторной установки с регулятором напряжения, аккумуляторной батареи (АКБ) и соединительных проводов;
  • систему пуска двигателя, включающую стартер, реле управления стартером, АКБ (иногда с применением молекулярного накопителя – суперконденсатора) и дополнительные устройства предпускового подогрева. В настоящее время находятся в разработке и осваиваются комплексные устройства, которые можно отнести к системе электроснабжения и к системе пуска – интегрированные в маховик двигателя стартер-генераторы. Такой электрический агрегат управляется электронным модулем и может функционировать в режиме стартера, генератора, а также обеспечивать работу системы «стоп-старт»;
  • систему зажигания, включающую искровые свечи зажигания, низковольтную и высоковольтную цепи, прерыватель-распределитель или датчик распределитель, коммутатор, а также катушку (или катушки) зажигания, выполняющую функцию повышающего трансформатора. В современных автомобилях, использующих для управления двигателем ЭСУД (электронные системы управления двигателем) вместо катушки зажигания и коммутатора устанавливается их комбинация - модуль зажигания;
  • систему освещения, световой и звуковой сигнализации, включающую фары головного освещения, указатели поворота, задние и передние фонари, фонари освещения номерных знаков, световые табло, плафоны освещения салона и т. п.;
  • систему коммутации и проводки, состоящую из выключателей, переключателей, кнопок управления, электромагнитных и электронных реле, блока предохранителей и реле, замка зажигания, пучка проводов, разъемов и соединителей. В случае применения на автомобиле мультиплексной проводки в системе коммутации появляются интеллектуальные ключи, электронный блок управления с центральным процессором, согласующие шины CAN-протокола связи (Controller Area Network) и локальные модули;
  • систему информации и контроля параметров автомобиля, его агрегатов и систем, включающую различные датчики (давления, температуры, скорости и т. п.) а также указательные приборы (манометр, тахометр, спидометр, термометр и т. п.), щитки приборов, диагностические панели или дисплеи, сигнализаторы аварийных значений контролируемых параметров, разъемы и соединительные провода;
  • систему подавления радиопомех, состоящую из фильтров, помехоподавительных устройств, экранов и т. п.;
  • системы электронной автоматики и управления двигателем, силовым агрегатом, блокировкой тормозов, положением подвески и системами активной и пассивной безопасности и т. п.
структура электрооборудования автомобиля

Первые три системы и датчики системы информации и контроля, устанавливаемые на двигателе, относят к моторному комплекту электрооборудования, за исключением систем предпускового подогрева, устанавливаемых в салоне или кабине.

Системы освещения и световой сигнализации, а также очистки стекол и фар, предотвращения блокировки колес и т. п. относят к системам активной и пассивной безопасности.
Система информации и контроля параметров двигателя и автомобиля одновременно выполняет функции встроенной диагностической системы.
В систему жизнеобеспечения и комфорта входит большое количество типоразмеров электроприводных механизмов.
К системе экологической безопасности можно отнести электронные системы управления силовыми агрегатами.




В настоящее время на автомобилях появились мультиплексные системы бортовой сети с CAN-интерфейсной шиной контроля и управления с открытым стандартным протоколом обмена данными, интегрированный стартер-генератор, электронные средства связи через спутниковые системы и «Интернет».
В таких сетях находят широкое применение интеллектуальные ключи с защитой от коротких замыканий и управляемые через шину CAN вторичные источники-преобразователи напряжения. Эти преобразователи предохраняют от перегрузок выходные каскады электронных блоков управления и от перенапряжений, возникающих в процессе аномальных режимов работы при коммутации токов мощных потребителей (режим сброса нагрузки).

Применение такой бортовой сети приводит к появлению двухуровневой системы 14/48 В, которая является переходной к 48-вольтовой системе электроснабжения. Вариант такой сети представлен на рисунке 1.
В бортовой сети автомобиля применены 36-вольтовая и 12-вольтовая АКБ (2 и 6).
Интегрированный стартер-генератор 1 в генераторном режиме вырабатывает трехфазный ток, который преобразуется инвертором 3 в выпрямительном режиме в постоянный ток 42 В.
Обратимый преобразователь постоянного тока 5 снабжает 14-вольтовые потребители малой и средней мощности, а также 12-вольтную АКБ зарядным током.

диагностирование электрооборудования автомобиля

Классифицировать системы электрооборудования можно и по архитектуре бортовой сети автомобиля. Например, сеть распределения электрической энергии, сеть защиты от коротких замыканий и сигнализации, сеть дорожной и экологической безопасности, а также сеть низкоскоростной и высокоскоростной передачи информации.
Общая классификация по архитектуре бортовой сети систем электрооборудования определяет методы организации технического обслуживания и ремонта изделий электрооборудования в зависимости от условий эксплуатации.

***

Причины отказов изделий электрооборудования автомобилей