Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Диагностирование автомобиля сканером или адаптером




Поиск ошибок в «мозгу» автомобиля

Диагностирование отдельных систем и агрегатов автомобиля, а также электронных систем управления в настоящее время не составит труда даже для малоопытного пользователя компьютера или современного мобильного телефона, который хотя бы немного разбирается в устройстве автомобиля, и, в частности, автомобильного двигателя.
как пользоваться сканером ELM327 Различные мини-сканеры и адаптеры, появившиеся в продаже в последние годы, несколько сбили напыщенность с лица немногочисленных специалистов, умеющих диагностировать системы управления и обладающих соответствующим оборудованием для этих целей.

В первые годы «захвата» власти над автомобилем электроникой автолюбители образно говоря «недолюбливали» нововведения, которые казалось усложняли технологию диагностирования и технического обслуживания автомобиля. Вспыхивающая без особых явных причин «Check engine» вызывала панику у владельцев машин, оборудованных компьютерными технологиями управления агрегатами и системами.
Но время шло, и многое поменялось. Сейчас, особенно после внедрения в жизнь стандартов OBD-II, многое стало проще и доступнее. Тем не менее, конечно же, для более-менее профессионального владения навыками диагностирования современных электронных систем управления, необходимо разбираться хотя бы в общих принципах их работы, а также в устройстве и работе отдельных агрегатов и систем автомобиля.
В этой статье в доступной форме описано, как пользоваться сканером или адаптером для диагностирования агрегатов и систем автомобилей.

Итак, вы решили сэкономить на диагностировании своего авто, приобрели для этой цели недорогой портативный адаптер, например, ELM327, и готовы приступить к работе. Адаптеры модельного ряда ELM327 совместимы практически со всеми современными автомобилями, оснащенными системами управления и обмена данными по стандарту OBD-II, достаточно дешевы, компактны и просты в использовании, поэтому у рядовых автовладельцев пользуются наибольшей популярностью.
Если же у вас другой сканер, то сначала необходимо проверить его на совместимость с вашим автомобилем.
Не следует покупать специализированные сканеры, предназначенные для углубленной диагностики автомобилей отдельных производителей, если, конечно, вы не являетесь владельцем сервисного центра данного производителя.

Чтобы определить какой сканер подходит для вашего автомобиля, необходимо знать, какой протокол обмена данными поддерживает контроллер ЭСУ. Для этого необходимо взглянуть на колодку разъема OBD-II и уточнить, какие контакты на ней присутствуют, а какие отсутствуют.
Но сначала необходимо найти этот разъем на автомобиле, поскольку он может располагаться в разных местах и, как правило, скрыт от глаз какой-нибудь крышкой или заслонкой.
Диагностический разъём представляет собой стандартизированную SAE J1962 колодку в форме трапеции с шестнадцатью контактными гнездами, расположенными в два ряда (рисунок 1). В соответствии с требованиями стандарта OBD-II диагностический разъём должен находиться в салоне автомобиля. Чаще всего он располагается в районе рулевой колонки или в «бардачке», иногда между сиденьями водителя и пассажира. Иногда для его поиска приходится прибегать к инструкциям или справке в Интернете, но в любом случае разъем OBD-II по требованиям стандарта не должен располагаться за пределами кабины (салона) автомобиля.
Расположение разъёма устаревшего стандарта OBD-I не регламентируется, и он может находиться даже в моторном отсеке автомобиля.

диагностический разъем стандарта OBD-II

В стандарте OBD-II регламентировано 5 протоколов, однако чаще всего используется лишь какой-то один. Для определения протокола, который используется электроникой автомобиля, можно воспользоваться приведенной ниже таблицей, в которой указаны контакты стандартного разъема, задействованные в том или ином протоколе. Эта информация может пригодиться при выборе диагностического адаптера.
Схема расположения контактов, характерных для различных протоколов обмена данными, приведена на рисунке 1.

Протокол
Контакты диагностического разъема
2
6
7
10
14
15
   ISO 9141-2
+
+
   ISO 14230 Keyword Protocol 2000
+
+
   ISO 15765-4 CAN (Controller Area Network)
+
+
   SAE J1850 PWM
+
+
   SAE J1850 VPW
+

В протоколах PWM, VPW отсутствует контакт 7 (K-Line), в ISO отсутствует контакт 2 и/или 10 контакт.




Наличие контакта 7 (K-Line) говорит о том, что для диагностики используется протокол ISO 9141-2. Такие диагностические разъемы используются в большинстве современных автомобилей азиатского и европейского производства.
Присутствие выводов 4, 5, 7, 15 и 16 свидетельствуют о протоколе ISO14230-4KWP2000, который обычно используется на автомобилях «Daewoo», «KIA», «Hyundai», «Subaru ST» и на некоторых моделях «Mercedes» корпорации «Daimler AG».
Во всех описанных выше случаях можно пользоваться упомянутым ранее адаптером ELM327 который, как правило, без проблем устанавливается и подключается к ЭБУ любого автомобиля.

Для считывания данных, которые извлекает адаптер из «мозгов» контроллера (ЭБУ) автомобиля, потребуется компьютер (ноутбук, нетбук и т. п.), работающий на ОС Windows, с установленной на нем специальной программой, например, «ScanMaster» и ли аналогичной, поддерживающей нужный стандарт. Программы для сканеров и адаптеров легко найти в Интернете, скачать и установить на компьютер, следуя инструкции.
Системные требования программ к компьютеру невысокие, поэтому о мощности процессора или объеме памяти можно не беспокоиться.

Многие любители портативных устройств предпочитают подсоединять адаптер к мобильному телефону, используя для этих целей упрощенные программы для смартфонов, например, утилиту «Torque», которая считается наиболее подходящей для мобильников из-за возможности дополнительно считывать ошибки систем автомобиля.
Бесплатные версии этой утилиты можно скачать в интернете, а ее установка в смартфон затруднений не вызовет.
Вот ссылка на скачивание с этого сайта одной из версий программы «Torque» для адаптера ELM327 при использовании в связке со смартфоном на ОС Android (архив WinRAR). Исполнительный файл Torque_Pro_v1.6.34_RU_by_OsitKP.apk необходимо извлечь из архива и загрузить в смартфон на карту памяти, после чего программу легко установить и пользоваться для связи с адаптером или для изучения интерфейса.

Подсоединение внешнего считывающего устройства у разных адаптеров может осуществляться через разъем USB, через «Bluetooth» или через «Wi-Fi». Пожалуй, удобнее всего использовать адаптеры с «Bluetooth» соединением, однако не помешает, все-таки, спросить у продавца адаптера, подойдет ли он для связи с вашим смартфоном.

Но вернемся к нашему автомобилю, на котором, как по заказу, загорелась лампа «MIL» или, как ее обычно называют по старой памяти от безнадежно устаревшей OND-I - «Check engine».
Рассмотрим, как использовать адаптер ELM327 с помощью смартфона на ОС Android и программы «Torque». Интерфейс программ и утилит, подобных «Torque», тоже не вызывает затруднений при минимальных познаниях в пользовании программным обеспечением компьютеров и смартфонов, а также элементарных понятиях об устройстве автомобиля.

Порядок подключения адаптера и смартфона к контроллеру ЭБУ

1. При выключенном зажигании подключаем адаптер к диагностическому разъёму OBD-II в автомобиле (см. выше о местах возможного расположения разъема). При подключении надо быть аккуратным, чтобы не повредить штекеры разъема.

2. Включаем зажигание (можно запустить двигатель – сканирование будет выполняться и при движении автомобиля). На адаптере должны загореться светодиоды, указывающие что устройство запитано от бортовой сети автомобиля.

3. Включаем «Bluetooth» соединение в смартфоне. В настройках мобильника заходим в беспроводные сети «Bluetooth», далее выбираем поиск нового устройства для сопряжения. Идентификатор сканера обычно OBD-II, но может быть и другое имя. Чаще всего стандартный пароль для «Bluetooth» соединения 1234 или 0000 (в случае неудачи можно попробовать варианты 9999, 1111, 5678 или 6789).

4. Открываем диагностическую программу на мобильнике (например, «Torque», рис. 2, а) и настраиваем ее:

как использовать адаптер ELM327 для считывания ошибок
  • нажимаем кнопку «Настройки» (рис. 2, б);
  • в открывшемся меню выбираем пункт «Настройки адаптера OBD» (рис. 2, в);
  • нажимаем «Тип подключения» (рис. 2, г);
  • выбираем ваш тип подключения (например, «Bluetooth») и сопряжённый адаптер (рис. 2, д);
  • возвращаемся на главный экран программы и нажимаем «Adapter Status». Этот пункт меню может называться и по-другому, например, «OBD II Status» или «Состояние адаптера» (рис .2, е);
  • если во всех пунктах присутствует статус «Ok» (зеленая галочка на рис. 2, е), можно приступать к диагностике автомобиля.

Порядок сканирования контроллера (ЭБУ) на ошибки

Интерфейс программы «Torque» интуитивно понятен, и не требует углубленных знаний программирования и инженерной подготовки. Пошагово сканирование ошибок ЭСУ можно привести в следующей последовательности:

1. Возвращаемся на главный экран программы и приступаем к определению причины, из-за которой лампа «Check engine» вызывающе сияет из панели приборов.
Желательно настроить в программе профиль диагностируемого автомобиля, однако в большинстве случаев можно тестировать систему и без настройки профиля.

2. Нажимаем «CHECK Fault Codes» (опция может называться иначе, например, «Считывание ошибок»).

3. Получаем код ошибки (на рисунке 2 в качестве примера приведен код ошибки P0420) и расшифровываем его с помощью справочной таблицы, приведенной здесь.
В приведенном на рисунке примере (код ошибки Р0420) неисправность заключается в неудовлетворительной работе каталитического нейтрализатора.

4. Используя собственный интеллект, познания в устройстве автомобиля и финансовые возможности решаем, как устранить выявленную диагностикой неисправность.
Также программа позволяет сбросить ошибки (как это сделать показано на рисунке 2).

поиск неисправностей блока управления с помощью адаптера или сканера

Если программа показывает, что в контроллере (ЭБУ) нет сохранённых кодов ошибок, то либо всё в порядке, либо ошибки были сброшены ранее.

***

Диагностические сканеры и адаптеры