Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Причины отказов изделий электрооборудования автомобилей




Изделия или система электрооборудования характеризуются состоянием работоспособности, в котором изделие или система выполняют функции заданные параметрами конструкторской и нормативно-технической документации, предотказным состоянием, когда параметры технического состояния достигают своего предельного значения, и состоянием отказа – полной или частичной утрате работоспособности изделия или системы.

Со временем под влиянием процессов износа и старения детали и изделия электрооборудования автомобилей изнашиваются, корродируют, подвергаются усталостным разрушениям, пластическим и температурным деформациям, стареют и ломаются. Все эти явления могут привести к отказу изделия, устройства или системы в целом.

причины неисправностей электрооборудования автомобиля

Рассмотрим основные причины, вызывающие потерю надежности и работоспособности изделий и приборов электрооборудования автомобилей.

Процесс изнашивания характерен для сопряженных деталей, совершающих в процессе работы относительное перемещение, и приводит к изменению формы и размеров сопрягаемых поверхностей. Изнашивание происходит под действием сил трения, величина которых зависит от материала трущихся деталей, качества обработки поверхности, смазки, величины нагрузки, скорости относительного перемещения трущихся элементов (деталей), а также от теплового режима мест сопряжений.
Детали изделий могут подвергаться абразивному, усталостному, коррозийно-эрозийному, окислительному и электроэрозионному изнашиванию.

Абразивному изнашиванию подвергаются, например, валы моторедукторов стеклоочистителей, валики распределителей и датчиков-распределителей, сочленения датчиков (рычаги и крючки) и указательных приборов, валы электростартеров и других электродвигателей и т. п. Твердые частицы, способствующие абразивному износу, попадают на сопрягаемые поверхности извне в виде пыли, песка, продуктов изнашивания трущихся деталей.

Электроэрозионному изнашиванию подвержены контакты прерывателей аппаратов зажигания, звуковых сигналов и электромеханических реле, центральный и боковой электроды свечей зажигания.

Усталостное выкрашивание заключается в образовании трещин и ямок выкрашивания (питтинг) из-за циклических нагрузок, вызывающих изменение твердой структуры в хрупкую структуру металла или керамики. Природа процессов усталостного выкрашивания поверхностей деталей может быть различной, но в любом случае причиной являются переменные нагрузки.
Как ни странно, усталостному выкрашиванию зачастую способствует интенсивная смазка поверхностей при значительных циклических (динамических) нагрузках. При этом появляющиеся в местах контакта сопрягаемых деталей микротрещины заполняются смазкой и при дальнейшем взаимодействии поверхностей эта смазка вызывает эффект клинового расщепления кусочков материала, что приводит к откалыванию с поверхностей крохотных чешуек, образующих на деталей своеобразную «оспу» в виде крохотных лунок.
Такому виду изнашивания подвергаются зубья шестерен привода электростартера, места посадки подшипников в крышки генераторных установок, оси приводных механизмов и редукторов, мембраны датчиков.

Заедание или заклинивание в месте сочленения деталей может происходить в результате схватывания (явление микросварки под высокой нагрузкой сопряжения), глубинного вырывания металла, переноса его с одной поверхности на другую и все более пагубного воздействия появляющихся неровностей на сопряженную поверхность.
Эти процессы характерны для случая отсутствия смазки между трущимися деталями или в результате неправильной сборки узла. Наиболее часто такой процесс имеет место в редукторах или на шлицах вала стартера и в червячных зацеплениях, а также в некоторых видах подшипников скольжения (втулок).




Окислительное изнашивание характерно для деталей, работающих в агрессивной среде (например, резиновые мембраны и уплотнения, детали датчиков уровня топлива и топливных электронасосов).

Пластические деформации и разрушения связаны с превышением пределов текучести или прочности материала и являются следствием нарушения правил эксплуатации (например, использования стартера для движения автомобиля), ошибок конструирования или дорожно-транспортного происшествия.

Коррозия происходит под воздействием влаги, агрессивной среды и при отсутствии или разрушении защитного покрытия на поверхности деталей изделий. Наиболее подвержены коррозии металлические детали светотехнических приборов – ободки фар, фонарей, корпуса свечей зажигания, металлические корпуса катушек зажигания, электростартеров и других электродвигателей. Особенно негативное влияние коррозия оказывает на сварные соединения корпусных деталей.

неисправности электрооборудования автомобиля

Старение – это изменение технического состояния деталей изделий под воздействием внешней среды. Старению подвержены высоковольтные детали аппаратов зажигания, оболочки и изоляция проводов, пластмассовые крышки и корпуса, поскольку помимо внешней среды на них воздействует электрическое поле большой напряженности.
Старение под воздействием внешней среды характерно и для изделий, хранящихся на складах.

Электрический пробой и поверхностное перекрытие возникают на загрязненных высоковольтных крышках аппаратов зажигания и на изоляторах свечей зажигания. Причиной этого явления является высокое напряжение (десятки тысяч вольт) между отдельными элементами деталей изделий, способное преодолеть достаточно большое электрическое сопротивление на участках высоковольтной цепи.

Короткие замыкания характерны для мест разрушения изоляции или пропитки обмоток при воздействии агрессивной среды, вибрационных нагрузок или механических повреждений. Обмотки (электрические катушки) могут быть подвержены двум видам замыканий - на «массу» и между витками (межвитковое замыкание).

Прогар имеет место в местах неправильного соединения высоковольтных проводов системы зажигания с клеммами свечных наконечников, крышек распределителя, катушки или модуля зажигания. Прогар приводит к термическому разрушению и пробою электроизолирующего материала изделий.

***

Виды отказов электрооборудования автомобилей



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты