Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Виды отказов электрооборудования автомобилей




Отказы изделий электрооборудования подразделяют на внезапные, постепенные, независимые, полные, перемежающиеся, конструкционные, производственные и эксплуатационные. Отказы влияют на техническое состояние транспортного средства и ведут к невозможности осуществления транспортного процесса.

Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких конструктивных параметров из-за накопления неисправностей или повреждений. Примером может служить отказ электростартера по причине поломки пружины роликовой муфты свободного хода. Пружина может поломаться в результате перегрузки привода стартера, что приводит к полному отказу системы пуска двигателя.

Постепенный отказ связан с плавным изменением одного или нескольких параметров изделия. Примером постепенного отказа может служить коррозия патрона лампы фонаря или оптического элемента фары, в результате чего яркость постепенно уменьшается из-за увеличения переходного сопротивления между цоколем лампы и патроном.

виды неисправностей электрооборудования автомобиля

Независимый отказ элемента изделия или системы не обусловлен повреждениями или отказами других элементов. К таким отказам можно отнести отказы механического характера – саморазбор привода электростартера из-за нарушения технологии сборки и др.

Зависимый отказ обусловлен повреждениями или отказами отдельных элементов изделия. Например, переход р-п выходного транзистора может пробиваться при работе катушки зажигания на открытую цепь (когда центральный провод выскочил из гнезда крышки распределителя).

Полный отказ – отказ, после которого изделие использовать по назначению невозможно или возможно, но при этом значение одного или нескольких конструктивных параметров находятся вне допустимых пределов, т. е. работоспособность изделия понижена. К таким отказам можно отнести пробой диода дополнительного плеча выпрямителя генераторной установки, когда резко уменьшается выходное напряжение и ток генератора.

Перемежающийся отказ возникает, самоустраняется и является одинаковым по своему характеру. Этот тип отказов характерен для электронных блоков управления и может быть обусловлен «холодной» пайкой, неправильно выбранным компаундом или гелем, нерациональным отводом тепла от мощных полупроводниковых приборов.

Конструкционные отказы связаны с ошибками при конструировании, а также неправильно подобранными комплектующими изделиями. Примером могут служить встречающиеся в процессе эксплуатации поломки крепящих элементов конструкции из-за совпадения резонансных частот места крепления и изделия.

Производственные отказы связаны с нарушениями технологии производства и использованием оборудования, которое не обеспечивает требуемой точности изготовления деталей. Эти отказы имеют различную природу, и выявить их довольно сложно.

Эксплуатационные отказы происходят в результате нарушений правил эксплуатации или из-за непредусмотренных внешних воздействий.




За наработку транспортного средства в 200-300 тыс. км пробега из всех отказов агрегатов, механизмов и систем автомобиля на изделия электрооборудования приходится примерно 10…12 % всех отказов. Средняя трудоемкость устранения одного такого отказа составляет 0,5…0,7 чел.час, затраты на запасные части и материалы составляют 6…7 % от стоимости всех запасных частей, расходуемых на ремонт и техническое обслуживание автомобиля за данный период эксплуатации.

Поскольку отказы некоторых устройств и изделий электрооборудования напрямую влияют на безопасность движения транспортного средства, ГОСТом 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки» установлен перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
К таким неисправностям относятся:

  • внешние световые приборы работают вне штатного режима или не работает один из них (их количество, тип, цвет, расположение не соответствует конструкции автомобиля). При этом допускается на транспортных средствах, снятых с производства, устанавливать внешние световые приборы от других транспортных средств;
  • нарушена регулировка фар (луч от фар по яркости и светораспределению не соответствует предписанию международных Правил);
  • не работают в нормированном режиме и загрязнены световые приборы или световозвращатели;
  • на световых приборах отсутствуют рассеиватели или используются лампы, не соответствующие типу данного прибора;
  • установка проблесковых маячков не соответствует требованиям стандарта;
  • не работают в нормированном режиме стеклоочистители или предусмотренные конструкцией омыватели;
  • не работает звуковой сигнал, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

***

Основные отказы систем электрооборудования автомобилей