Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Основные неисправности систем ЕGR




Общие сведения

При неисправности системы ЕGR могут наблюдаться неустойчивые обороты холостого хода и двигатель часто глохнет. Имеет место также неустойчивая работа при полностью открытой дроссельной заслонке, перебои при снижении оборотов, детонация, пропуски воспламенения.

Все неисправности сводятся к двум основным причинам:

  • через клапан ЕGR проходит недостаточное количество выхлопных газов;
  • через клапан ЕGR проходит слишком много выхлопных газов.

Составные компоненты системы ЕGR, в которых могут возникать неисправности, следующие:

  • наружные патрубки (или каналы в литье) для подвода выхлопных газов;
  • собственно клапан ЕGR;
  • термоклапан, подключающий источник разрежения к клапану ЕGR в зависимости от температуры охлаждающей жидкости или воздуха;
  • соленоиды, электрических или цифровых клапанов, управляемые от ЭБУ;
  • интегрированные или отдельные преобразователи давления выхлопных газов.

Неисправности каналов и клапана ЕGR

При загрязнении каналов поток рециркуляции уменьшается и возрастает загрязнение окружающей среды оксидами азота NOx. Так как при этом ездовые характеристики почти не меняются, водители на такую неисправность жалуются редко. Иногда может возникать детонация и ухудшаться экономичность двигателя (ЭБУ не входит в замкнутый режим).

Так же проявляет себя и не открывающийся клапан ЕGR. Конструкция клапана предусматривает его запирание при неисправностях в системе ЕGR.
Твердые частицы из выхлопных газов оседают не равномерно в запорном устройстве клапана ЕGR и постепенно клапан перестает плотно закрываться. При этом рециркуляция выхлопных газов начинает происходить постоянно.
Такая ситуация будет отражена в потоке параметров, принимаемых сканером от ЭБУ, но для окончательных выводов о состоянии клапана его следует разобрать. После очистки и перед установкой клапана следует убедиться, что каналы свободы от кусков отложений, которые могут повторно засорить систему.

Незакрывающийся клапан обычно проявляет себя следующим образом:

  • неустойчивость холостых оборотов, частая остановка двигателя, пропуски воспламенения;
  • рывки автомобиля при движении;
  • уменьшение разрежения во впускном коллекторе и, как следствие, работа двигателя на богатой ТВ-смеси.

Сам по себе клапан ЕGR относительно простое устройство, но система управляющая им достаточно сложная. Прежде, чем демонтировать клапан следует убедиться в исправности управляющей системы.
В инструкции по эксплуатации автомобиля рекомендуется проводить регулярный осмотр и чистку клапана и каналов системы ЕGR. Однако водители зачастую пренебрегают этой рекомендацией и эксплуатируют автомобиль до полного отказа системы.

Сигнал разрежения вне нормы

Слабый или отсутствующий сигнал разрежения не откроет пневмоклапан, а постоянное разрежение будет поддерживать клапан открытым все время. В таких случаях следует проверить правильность подключения вакуумных шлангов и разрежение на клапане.

В системах, использующих разрежение в индукционном диффузоре, применяется вакуумный усилитель, неисправность которого может привести к отключению сигнала разрежения от клапана ЕGR или наоборот - к его постоянной подаче.
Исправно работающая система ЕGR отключается при прогреве двигателя блокировкой сигнала разрежения термоклапаном. Неисправность термоклапана приведет к избыточному загрязнению окружающей среды оксидами азота (если термоклапан постоянно закрыт) или к неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах и недостаточной приемистости (если термоклапан постоянно открыт).

В некоторых системах клапан ЕGR открывается по совместному действию сигналов разрежения и давления выхлопных газов.
В таких системах даже при хорошем разрежении клапан ЕGR не откроется, если некоторые компоненты выпускного канала были заменены на нештатные, с более низким сопротивление газовому потоку (упадет подпор выхлопных газов).

В электронных системах управления двигателем, подача разрежения к диафрагме клапана ЕGR производится через электроклапан. Электроклапан может работать по принципу «открыт-закрыт» или с широтно-импульсной модуляцией.
В таких системах следует проверять электрический сигнал от ЭБУ на соленоид электроклапана, сам соленоид, целостность каналов подачи разрежения от источника до клапана ЕGR.

Набор контролируемых параметров системы ЕGR, считываемых автомобильным диагностическим сканером, зависит от конкретной модели автомобиля, как правило это следующие параметры:

  • величина потока рециркуляции в процентах;
  • коэффициент заполнения управляющего сигнала при работе электроклапана по принципу широтно-импульсной модуляции;
  • коммутационное состояние клапана ЕGR (включен-выключен).



Порядок проверки пневматической системы ЕGR

1. Прогреть двигатель.

2. Подключить тахометр.

3. Отсоединить вакуумный шланг от клапана ЕGR и подключить его к манометру. Глядя на манометр увеличивать обороты до 2000 в минуту.
Если при этом разрежение возрастает, вакуумная линия до клапана исправна.

4. Подключить вакуумный насос к клапану ЕGR и установить холостые обороты 1500 в минуту. Подать насосом разрежение 200-250 мм ртутного столба.
Если обороты при этом уменьшатся примерно до 1350 в минуту — клапан исправен и открывается.
Если в системе используется противодавление выхлопных газов, даже при исправной вакуумной линии клапан ЕGR не откроется. На холостых оборотах давление выхлопных газов незначительно, необходимо ограничить сечение выхлопной трубы, частично прикрыв ее, тогда клапан откроется.

5. Если, при проведении процедуры по пункту 3 разрежение не регистрируется, то следует проверить всю вакуумную линию до источника разрежения.
Подачу разрежения может контролировать ЭБУ. ЭБУ разрешает работу ЕGR после мониторинга следующих устройств:

  • датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • датчика скорости вращения коленчатого вала;
  • датчика скорости автомобиля;
  • системы управления топливоподачей (режим работы замкнутый или разомкнутый);
  • датчика положения дроссельной заслонки.

Чтобы понять, должен ли срабатывать клапан ЕGR в конкретных условиях, следует воспользоваться инструкциями изготовителя.

неисправности системы рециркуляции отработавших газов EGR

***

Диагностика систем рециркуляции выхлопных газов



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты