Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Диагностика систем рециркуляции выхлопных газов




Диагностика основных компонентов пневмомеханической системы ЕGR

Для диагностики необходимы техническая документация от изготовителя и измерительные приборы: автомобильный мультиметр, манометр, ручной вакуумный насос, логический пробник и осциллограф.

Диагностика термоклапана, датчиков и соленоидов

Для диагностирования отдельных элементов системы рециркуляции могут использоваться следующие приборы и инструменты:
1. Вольтметром контролируется напряжение на контактах соленоидов в токовом и обесточенном режимах.
2. Омметром проверяются сопротивления обмоток датчиков соленоидов и наличие замыкания на «массу».
3. С помощью вакуумного насоса и манометра проверяете правильность работы электро- и термоклапанов.
4. С помощью осциллографа проверяются выходные сигналы всех датчиков, используемых ЭБУ при управлении ЕGR: положения дроссельной заслонки, оборотов коленчатого вала, разрежения во впускном коллекторе и т.п.

Диагностика основного клапана системы ЕGR

Типичная неисправность основного клапана - негерметичность диафрагмы в вакуумной камере или неплотная посадка запорного устройства клапана из-за загрязнения. В системах ЕGR без, использования противодавления выхлопных газов клапан снимается с двигателя, к его вакуумному входу подключается ручной вакуумный насос, подается разрежение около 250 мм рт. ст. Шток клапана должен втянуться, а запорной устройство открыться, приложенное разрежение не должно изменяться, а шток менять своего положения, в течение не менее 30 с. В противном случае диафрагма имеет утечку и клапан следует заменить.

В системах ЕGR с использованием противодавления выхлопных газов основной клапан системы ЕGR снимать бессмысленно, так как без подачи давления выхлопных газов он не сработает даже исправный. В этом случае необходимо следовать процедуре проверки, рекомендованной изготовителем, которая обычно предусматривает ограничение прохода выхлопных газов через выхлопную трубу.

Замена компонентов системы ЕGR

Это несложная операция, тем не менее, следует соблюдать следующие правила:

  • резьбовые соединения термоклапанов, работающих в охлаждающей жидкости, перед установкой покрываются тонким слоем не затвердевающего герметика, рекомендованного изготовителем;
  • при установке основного клапана ЕGR всегда используется новая прокладка;
  • резьбовые соединения затягиваются с усилиями, рекомендованными производителем для предотвращения утечек разрежения или выхлопных газов;
  • вакуумные шланги рекомендуется демонтировать и подключать поочередно, чтобы не перепутать.



Диагностика систем ЕGR с электронным управлением

Электропневматические системы (ЭПС)

Разрежение подается в систему ЕGR (ЭПС) через нормально открытый электроклапан, который управляется от ЭБУ. Когда система управления подачей топлива работает в разомкнутом режиме, ЭБУ замыкает контакт соленоида электроклапана на массу транзисторным ключом, блокируя подачу разрежения на клапан ЕОК.
Если клапан ЕGR открыт в несоответствующем режиме работы двигателя, то это указывает на то, что нет подключения контакта соленоида электроклапана на «массу» или нет напряжения питания на другом контакте его обмотки.
Если клапан ЕGR не открывается - соединение между ЭБУ и контактом соленоида замкнуто на «массу» вне ЭБУ.

Для управления потоком рециркуляции может применяться широтно-импульсная модуляция. При этом ЭБУ периодически замыкает контакт соленоида электроклапана на «массу». Отношение длительности включенного состояния соленоида, к периоду называется коэффициентом заполнения, который измеряется, в процентах.
Обычно 0% соответствует блокированию подачи разрежения на клапан, а 100% соответствует полностью открытому клапану.

С помощью мультиметра, подключенного щупами к соответствующей клемме и «массе», можно проконтролировать частоту коммутации соленоида и коэффициент заполнения по среднему значению напряжения на обмотке.
Осциллограф для таких измерений дает более наглядную картину, чем мультиметр.

С диагностическими целями в клапан EGR встраивается вакуумный ключ. ЭБУ использует сигнал ключа для проверки наличия разрежения в вакуумной линии клапана EGR. Исправный ключ работает синхронно с электроклапаном, его электрический сигнал можно контролировать с помощью мультиметра, осциллографа или логического пробника, подключенных к соответствующему контакту в разъеме.

Работа системы рециркуляции, где электроклапан вентилирует пространство над диафрагмой в атмосферу, в принципе аналогична.
Потенциометрический датчик положения клапана выдает напряжение 0,5…1,5 В на контрольную клемму когда клапан закрыт и примерно 4,5 В, когда клапан открыт.

Диагностика цифровых клапанов ЕGR

В этих устройствах вакуумный сигнал не используется система полностью электрическая. В цифровом клапане ЕGR реализуется преобразование двоичного кода сигнала от ЭБУ в площадь поперечного сечения проходного канала для выхлопных газов между впускным и выпускным коллекторами. Соленоиды в цифровом клапане коммутируются на «массу» транзисторами в ЭБУ независимо друг от друга.

При двухразрядном управлении цифровым клапаном, ЭБУ проверяет работу системы ЕGR открывая каждый из двух каналов по отдельности и фиксируя реакцию датчика кислорода. При отличии сигнала датчика кислорода от ожидаемого, ЭБУ записывает в память соответствующий код ошибки.

При трехразрядном управлении цифровым клапаном тестирование сводится к контролю сигнала датчика давления во впускном коллекторе, где разрежение должно изменяться соответствующим образом.
При диагностировании цифровых клапанов ЕGR двигатель прогревают, регулятор холостых оборотов должен быть отключен, иначе ЭБУ будет их стабилизировать.
Система с тремя клапанами проверяется аналогично с таким же наблюдаемыми последствиями.
Если при коммутации одного из соленоидов режим работы двигателя не изменяется, то это соленоид неисправен или нет поступления выхлопных газов через его проходное отверстие.

В заключение следует отметить, что разработаны и уже применяются клапаны ЕGR, сходные по конструкции с регулятором холостых оборотов. Здесь клапан приводится в действие исполнительным механизмом, например, шаговым электродвигателем управляемым от ЭБУ по совокупности сигналов определенных датчиков.
Сигнал разрежения не используется. Клапан перемещается равномерно, плавно регулируя сечение для прохода выхлопных газов.

диагностирование систем рециркуляции выхлопных газов

***

Техническая диагностика автомобилей



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты