Ремонт и техническое обслуживание автомобилей




Принципы диагностирования датчиков




Диагностика любого датчика электронной системы управления сводится к проверке адекватности преобразования физического параметра в электрический параметр. При этом необходимо знать основные принципы взаимодействия датчиков с электронным блоком и схемы присоединения диагностических приборов.

Для проверки любого датчика необходимо установить заведомо известное значение параметра на входе датчика и проконтролировать его выходной сигнал при помощи диагностических приборов и эталонных измерительных устройств.
Так, например, для проверки датчика абсолютного давления во впускном коллекторе в качестве эталона можно использовать атмосферное давление во впускном коллекторе заглушенного двигателя. Проконтролировав отображаемое датчиком в этом состоянии давление при помощи сканера, можно сделать вывод о достоверности его показаний.
Для проверки датчика температуры можно использовать эталонный термометр, а для диагностирования датчика давления – эталонный манометр.

В качестве диагностических приборов для проверки электронных систем управления и датчиков чаще всего используют мотортестер или сканер (адаптер). При этом сканер подключается непосредственно к ЭБУ, а щупы мотортестера - к сигнальному и массовому выводам датчика (см. рисунок 1).
Поэтому с помощью сканера диагност получает оценить сигнал датчика «глазами» блока управления», а мотортестер позволяет снимать параметры непосредственно с диагностируемого датчика.

принципы диагностирования датчиков электронных систем управления

Работа сканером (и адаптером) более проста и удобна, но не следует забывать, что обмен информацией между ЭБУ и сканером происходит не мгновенно, и какие-то моменты отклонения сигнала от эталона можно не заметить.
Кроме того, сканер практически невозможно использовать на достаточно старых автомобилях, примерно до середины девяностых годов, из-за низкого уровня интеллекта и скорости работы устаревших блоков управления.




В отличие от сканера мотортестер позволяет оценить сигнал датчика очень качественно и подробно, не пропустив ни малейшей детали, однако трудоемкость его применения и требования к квалификации диагноста выше, чем у сканера.

При использовании мотортестера необходимо помнить, что щупы следует подключать непосредственно к разъему датчика.
Особенно это касается щупа массы – ни в коем случае нельзя присоединять его к первой попавшейся точке массы кузова автомобиля или двигателя.
В этом случае циркулирующие по металлическим частям кузова или массивных агрегатов токи мощных нагрузок от ламп головного света, электродвигателей, системы зажигания и т. п. способны вызвать сильные помехи в цепи датчика, исказив результаты его измерений.
Электрические схемы подсоединения подавляющего большинства датчиков к электронному блоку управления включают непосредственную связь выводов питания датчика с аналогичными выводами питания ЭБУ для исключения помех (см. рисунок 2).
По этим же причинам нельзя изменять схему присоединения минусового вывода датчика к «массе».

соединение датчиков электронных систем управления с диагностическим прибором

Некоторые горе-механики производят вмешательство в электропроводку с целью создания более надежного контакта «массы» датчика. При этом минусовой вывод датчика иногда даже подсоединяют непосредственно к минусовой клемме аккумулятора. Такое решение для большинства датчиков ЭСУ совершенно недопустимо. Оно приводит к значительному повышению уровня помех в цепи датчика вследствие образования контура и даже может привести к отказу ЭБУ.
Никакое изменение схемы подключения датчиков, никакое добавление лишних проводов в цепях ЭСУ недопустимо.

Есть немногочисленные исключения из этого правила – например, резонансный датчик детонации конструкции GM, который применялся на первых ЭСУД автомобилей ВАЗ, и однопроводной датчик концентрации кислорода (λ-зонд). Но эти исключения не должны нарушать общее правило.

Существуют датчики, информацию с которых необходимо донести до ЭБУ максимально качественно, без помех.
Примером может служить датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Неправильная информация, поступившая от этого датчика к ЭБУ, может вызвать отказы в работе двигателя. В таком случае провода от датчика до ЭБУ заключают в экран, представляющий собой гибкую оплетку из алюминиевой фольги либо тонкого провода. Экран надежно защищает цепи датчика от внешних электромагнитных помех.
Сам экран также подключается к массовому проводу системы и обозначается на электрической схеме в виде пунктирного контура вокруг проводов.

***

Датчики потенциометрического типа и их диагностирование



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты