Устройство автомобилей




Приборы многоконтурного пневмопривода тормозов


Исполнительные механизмы пневматического привода



Исполнительные механизмы пневматических тормозных приводов обеспечивают преобразование давления сжатого воздуха в механическое усилие, и передачу этого усилия в тормозные механизмы колес автомобиля или прицепного автотранспортного средства для их торможения или растормаживания.

К исполнительным механизмам пневматических тормозных приводов относятся тормозные камеры, которые могут быть выполнены в виде мембранных пневматических устройств или комбинированными – сочетанием мембранных устройств и пружинных энергоаккумуляторов.
Кроме того, к исполнительным механизмам приводов относятся пневмоцилиндры управления вспомогательной тормозной системой и регуляторы тормозных сил.

***

Тормозная камера привода переднего тормоза

Тормозная камера (рис. 1, а) диафрагменного (мембранного) типа является основным исполнительным механизмом пневматических тормозных приводов. Резинотканевая диафрагма (мембрана) такой камеры имеет форму чаши и посредством специальной шайбы взаимодействует со штоком, передающим усилие от диафрагмы к тормозному механизму. На конце штока посредством резьбового соединения закреплена вилка с проушинами для присоединения к элементам тормозного механизма, при этом резьбовое соединение шток-вилка является регулировочным узлом, позволяющим изменять длину передающего усилие звена. Отверстие в корпусе, через которое проходит шток, герметизируется резиновым уплотнителем в виде гофры.

тормозная камера и энергоаккумулятор автомобиля КамАЗ

Диафрагма камеры зажата между крышкой и корпусом с помощью хомута или резьбовых соединений (на современных автомобилях резьбовые соединения между крышкой и корпусом камеры практически не применяются). В крышке камеры выполняется штуцер, по которому в полость над диафрагмой подается сжатый воздух из управляющей магистрали. В корпусе камеры имеются отверстия для сообщения с окружающей средой.

устройство тормозной камеры и энергоаккумулятора

В нерабочем состоянии мембрана прижата к крышке посредством конической пружины. При подаче сжатого воздуха через штуцер камеры мембрана прогибается и, сжимая коническую пружину, передает усилие через шток с вилкой рычажно-кулачковому устройству тормозного механизма, управляющему тормозными колодками.

***

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором

Тормозная камера привода тормозных механизмов колес задней тележки (рис. 1, б) имеет пружинный энергоаккумулятор. Сама тормозная камера диафрагменного типа является составной частью контура привода рабочей тормозной системы задней тележки, а энергоаккумулятор входит в контур привода стояночной и запасной тормозных систем.

Работа стояночного и запасного тормозных механизмов происходит при обратном действии, т. е. при подаче в энергоаккумулятор сжатого воздуха происходит растормаживание колес, а при выпуске сжатого воздуха – их затормаживание.

В расторможенном состоянии сжатый воздух находится в цилиндре энергоаккумулятора. Полости тормозной камеры над диафрагмой и под ней соединены с окружающей средой. При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух из верхней секции двухсекционного тормозного крана подается в полость камеры над диафрагмой, которая, прогибаясь через шток и вилку, соединенную с мембраной рычагом, приводит в действие тормозной механизм колеса.

При растормаживании сжатый воздух через двухсекционный тормозной кран выпускается из полости камеры над мембраной в окружающую среду и под действием возвратной пружины мембрана возвращается в исходное положение.




При работе стояночного тормозного механизма сжатый воздух выпускается из полости под поршнем энергоаккумулятора, пружина разжимается и перемещает поршень вниз, перемещая при этом толкатель, подпятник мембрану и шток, который приводит в действие тормозной механизм.
Для растормаживания стояночного тормоза под поршень пружины подается сжатый воздух из системы, поршень поднимается, сжимая пружину, мембрана и шток тормозной камеры под действием своей возвратной пружины поднимается вверх. При этом воздух из полости над поршнем через дренажную трубку и отверстие в корпусе тормозной камеры выходит в окружающую среду.

В случае отказа питающей магистрали пневмопривода и отсутствии сжатого воздуха в системе тормозные камеры с энергоаккумуляторами блокируют тормозные механизмы колес задней тележки. При необходимости отбуксировать автомобиль в таком случае применяют механическое растормаживание колес.
Для механического растормаживания вывинчивают винт рабочей пружины энергоаккумулятора. При этом поршень перемещается вместе с толкателем, пружина сжимается, и шток тормозной камеры под действием возвратной пружины мембраны поднимается – тормозной механизм колеса растормаживается.

***

Пневмоцилиндры вспомогательной тормозной системы

На автомобиле устанавливают три цилиндра управления механизмами вспомогательной тормозной системы: два цилиндра – для управления дроссельными заслонками в выпускных трубопроводах двигателя, и один цилиндр – для управления рычагом регулятора топливного насоса высокого давления (ТНВД).

пневмоцилиндры вспомогательной тормозной системы автомобиля КамАЗ

Устройство и принцип действия всех трех цилиндров идентичны (рис. 3).
Внутри цилиндра имеется поршень со штоком и возвратные пружины. При подаче сжатого воздуха поршень перемещается, выдвигая шток, который приводит в действие исполнительный механизм (дроссельные заслонки или рычаг регулятора ТНВД). Под действием возвратной пружины поршень возвращается в исходное положение при прекращении подачи сжатого воздуха.

***

К исполнительным механизмам пневматического тормозного привода автомобилей относится и регулятор тормозных сил, устройство и работа которого подробно описана на отдельной странице.

***

Назначение и общее устройство рулевого управления