Устройство автомобилей




Работа тормозного пневмопривода


Управление пневматическим приводом тормозов



Состояние привода тормозов перед началом движения

До начала движения автомобиля (или автопоезда), оборудованного пневматическим приводом тормозов необходимо заполнить тормозную систему сжатым воздухом. Заполнение системы осуществляется при работающем двигателе и контролируется по сигнальным лампам и зуммеру на щитке приборов в кабине водителя. как работает тормозная система КамАЗа Все контрольные лампы должны погаснуть, а зуммер перестать звучать.
Это происходит, когда давление в системе достигнет величины 0,5 МПа (5,0 кг/см2). Дальнейший процесс нагнетания сжатого воздуха в систему контролируется посредством двухстрелочного манометра, показывающего текущее давление в двух контурах рабочей тормозной системы.
При достижении давления воздуха в системе 0,7…0,75 МПа в работу включается регулятор давления, который отключится, когда давление в системе упадет ниже 0,62…0,65 МПа.

После того, как отключились контрольные лампы и сигнал зуммера (давление в системе 0,5 МПа) можно начинать движение автомобиля (автопоезда). Перед началом движения необходимо растормозить стояночный тормоз, при этом контрольная лампа стояночного тормоза тоже должна погаснуть.

***

Состояние тормозного привода при движении

При движении без воздействия со стороны водителя на органы управления тормозной системой привод тормозов одиночного автомобиля находится в следующем состоянии:

  • педаль тормоза и рукоятка ручного крана находятся в исходном положении;
  • соединительные головки 32 и 22 закрыты крышками, разобщительные краны находятся в закрытом положении. Их рукоятки должны быть расположены перпендикулярно оси кранов;
  • воздушные баллоны 9, 11, 22 и 23 (рис. 1) заполнены сжатым воздухом до нормального рабочего давления (0,7…0,75 МПа);
  • от баллонов сжатый воздух подводится к секциям тормозного крана 18, ускорительному клапану 27, ручному тормозному крану 15, разобщительным кранам и соединительным головкам 32 и 33 тормозной системы прицепа;
  • сжатый воздух из баллона 22 через кран 15 подведен к ускорительному клапану 27, заполняет тормозные камеры задних колес 28 и растормаживает задние колеса;
  • сжатый воздух постоянно подводится к крану включения вспомогательного тормоза 6 и к другим потребителям.

При работе автомобиля с прицепом или полуприцепом, имеющим однопроводный привод тормозов, соединительная головка типа «А» автомобиля должна быть соединена с головкой типа «Б» прицепа. При этом сжатый воздух под давлением 0,5…0,52 МПа поступает в тормозную систему прицепа.
Разобщительные краны двухпроводного привода тормозов прицепа должны оставаться закрытыми.

При работе автомобиля с прицепом или полуприцепом, имеющим двухпроводный привод, головки типа «Палм» питающей и тормозной магистралей тормозов прицепа должны быть присоединены к аналогичным соединительным головкам тягача. Сжатый воздух подается в пневматическую систему прицепа по питающей магистрали под давлением 0,62…0,75 МПа. Давление в тормозной магистрали должно отсутствовать. Разобщительный кран однопроводного привода должен быть в закрытом состоянии, соединительная головка тип «А» на тягаче закрыта крышкой.

***

Торможение рабочими тормозами

При нажатии на тормозную педаль усилие от педали передается к двухсекционному тормозному крану 18. Сжатый воздух из воздушного баллона 11 подается к верхней секции тормозного крана 18, поступает через клапан ограничения давления 4 в передние тормозные камеры 2 и одну из управляющих магистралей клапана управления тормозной системы прицепа с двухпроводным приводом 25.
Одновременно из воздушного баллона 9 через нижнюю секцию тормозного крана 18 сжатый воздух поступает через автоматический регулятор тормозных сил 30 к тормозным камерам задних колес тележки 28, а также в другую управляющую магистраль клапана 25.
Таким образом, колеса автомобиля затормаживаются с интенсивностью, выбранной водителем из условий движения.

Если автомобиль работает с прицепом, то и он затормаживается. При срабатывании клапана 25 сжатый воздух из воздушного баллона 22 поступает к клапану 24 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом и в тормозную магистраль двухпроводного привода.
Если прицеп имеет однопроводный привод, то клапан тормозов прицепа срабатывает и выпускает воздух из соединительной магистрали прицепа, после чего прицеп затормаживается с требуемой интенсивностью.

управление работой пневматического привода тормозов

Для получения увеличенного изображения рисунка щелкните по нему мышкой.
Новое изображение откроется в отдельном окне браузера.

При растормаживании рабочих тормозов автомобиля-тягача обе секции тормозного крана 18 сообщаются с атмосферой. Сжатый воздух из передних тормозных камер 2 выходит через клапан 4 в атмосферу.
Из задних тормозных камер 28 сжатый воздух уходит в атмосферу через регулятор тормозных сил 30 и нижнюю секцию тормозного крана 18. Из управляющих магистралей клапана 25 сжатый воздух уходит в атмосферу через тормозной кран 18.

Таким образом, при торможении автомобиля рабочим тормозом работают два контура: контур I привода рабочего тормоза передней оси автомобиля и контур II привода рабочего тормоза задних колес. Работает еще часть III контура – привод тормозов прицепа с управлением от I и II контуров.

При выходе из строя одного из контуров другие остаются работоспособными:

  • при повреждении контура I торможение осуществляется тормозом задних колес и тормозами прицепа;
  • при повреждении контура II торможение осуществляется рабочим тормозом передних колес и тормозами прицепа;
  • при повреждении контура III вступают в работу пружинные энергоаккумуляторы аварийного и стояночного тормозов.

***




Торможение автомобиля стояночным тормозом

Стояночная система удерживает автомобиль в неподвижном состоянии посредством энергии мощных пружин, расположенных в энергоаккумуляторах. При выключенном кране управления стояночным тормозом эти пружины сжимаются давлением воздуха, подаваемого в пневмокамеру энергоаккумулятора.

Торможение осуществляется ручным тормозным краном 15, при этом рукоятку крана необходимо перевести в крайнее заднее положение. Сжатый воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 27 выходит в окружающую среду.
Сжатый воздух из тормозных камер 28, связанных с клапаном 27, выпускается в атмосферу, и пружинные энергоаккумуляторы затормаживают колеса задней тележки автомобиля.

В это время срабатывает привод тормозов прицепа. Одновременно выпускается воздух из магистрали клапана 25. Клапан 25 срабатывает, соединяя питающую магистраль с тормозной магистралью. Происходит затормаживание прицепа.

Для растормаживания стояночной тормозной системы рукоятку тормозного крана 15 переводят в переднее положение. Сжатый воздух из баллона 22 через кран поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 27 и, кроме того, через двухмагистральный клапан 31 в цилиндры энергоаккумуляторов 28, сжимает пружины и возвращает штоки тормозных камер в расторможенное положение. Таким образом, задние колеса растормаживаются.
Одновременно с растормаживанием задних колес автомобиля происходит растормаживание прицепа.
В это время воздух подводится и в управляющую магистраль клапана 25, который срабатывает, давление в магистрали клапана падает до нуля, и происходит растормаживание прицепа.

***

Аварийное торможение автомобиля

В случае выхода из строя рабочей тормозной системы торможение в аварийном режиме осуществляется запасным тормозом, который, как и стояночный тормоз, управляется ручным краном 15. Для этого необходимо повернуть рукоятку ручного крана 15 на больший или меньший угол в зависимости от требуемой интенсивности торможения.

Для прекращения аварийного торможения рукоятку крана 15 следует отпустить. Она возвращается в исходное положение, и аварийное торможение прекращается.

***

Торможение автомобиля вспомогательным тормозом

Для включения вспомогательного тормоза (см. рис. 1) необходимо нажать и удерживать в нажатом положении кнопку крана 6, расположенного на полу под рулевой колонкой. Сжатый воздух начинает поступать в рабочий цилиндр, шток которого соединен с рейкой ТНВД, и в цилиндры 16, связанные с рычагами валов заслонок на выпускных газопроводах двигателя.
В результате одновременно отключается подача топлива в цилиндры двигателя, и перекрываются заслонками выпускные трубы глушителя. Двигатель переводится в режим принудительной работы (компрессорный режим), поглощая при этом кинетическую энергию движущегося автомобиля.

***

Растормаживание стояночного тормоза
в случае неисправности его привода

При повреждении контура III привода стояночного тормоза сжатый воздух из ресивера 22 выходит в атмосферу, и происходит автоматическое затормаживание автомобиля стояночным тормозом задних колес посредством пружинных энергоаккумуляторов.
Если необходимо временно растормозить автомобиль (например, для съезда в сторону от проезжей части дороги), то следует нажать кнопку включения крана аварийного растормаживания и удерживать ее. Сжатый воздух из ресиверов 9 и 11 контуров I и II поступит в цилиндры энергоаккумуляторов, сожмет их пружины, и растормозит колеса.
Следует помнить, что в контуре IV сжатого воздуха хватает только на три растормаживания автомобиля.

***

Механическое растормаживание автомобиля

В случае отсутствии сжатого воздуха в пневматическом приводе тормозов пружинные энергоаккумуляторы удерживают задние колеса автомобиля в заторможенном состоянии. При необходимости его буксировки или съезда в сторону от дороги можно растормозить автомобиль механическим способом.
Для этого необходимо вывернуть болты механического растормаживания, расположенные сверху на корпусе энергоаккумуляторов. При вывинчивании болтов пружины энергоаккумуляторов сжимаются и задние колеса автомобиля растормаживаются.

***

Аппараты управления подачей воздуха