Устройство автомобилей




Топливный бак автомобиля




Запас топлива, необходимый для длительной работы автомобильного двигателя, хранится в топливных баках - специальных емкостях, отвечающих определенным требованиям. Топливный бак должен обеспечивать достаточный запас хода автомобиля, отвечать требованиям пожарной безопасности, а материал, из которого изготовлен бак, должен выдерживать коррозионные нагрузки со стороны топлива.
Кроме того, конструкция бака должна предусматривать размещение приборов и узлов топливозабора, а также исключать значительные перемещения топлива при движении автомобиля для предотвращения гидравлических ударов и инерционных перегрузок.

Емкость топливных баков, служащих для хранения топлива, рассчитывают на 400-600 км пробега автомобиля без заправки. Баки изготавливают сварными, чаще всего из двух штампованных сварных половин. Форма топливного бака зависит от его размещения на автомобиле.
Размещают бак в местах, наиболее защищенных от удара при возможных столкновениях автомобиля.

Крепление топливного бака обычно осуществляют при помощи металлических ленточных хомутов, имеющих на концах резьбовые шпильки для натяжения.

На легковых автомобилях чаще всего его располагают в задней части кузова, при этом, для максимального использования пространства бак легковых автомобилей зачастую имеет причудливую пространственную форму, как например, на Рис. 1.

устройство топливного бака легкового автомобиля

У грузовых автомобилей, имеющих рамную конструкцию кузова, бак обычно располагают на раме, за кабиной водителя. Иногда грузовые автомобили оборудуются двумя или даже тремя топливными баками.
К защите топливных баков автомобилей, перевозящих легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузы, предъявляются специальные требования, направленные на дополнительное обеспечение безопасности при возможной аварии. Так, автомобили-цистерны, перевозящие жидкое топливо, должны иметь каркасно-решетчатое заграждение топливных баков, предохраняющее их от возможных ударов, способных вызвать искрообразование.

В верхней части топливный бак имеет заливную горловину, которая может иметь сетчатый фильтр. Заливная горловина герметично закрывается крышкой, которая может оснащаться впускным и выпускным клапанами для сообщения с окружающей средой и предотвращения образования разрежения в баке, что будет препятствовать забору топлива из бака топливным насосом. В некоторых случаях эти клапаны устанавливаются на баке в виде отдельного корпуса.
На легковых автомобилях для простоты конструкции вместо клапанов бак с окружающей средой соединяют вентиляционной трубкой. Однако в этом случае потери топлива вследствие его испарения будут больше.




Для повышения жесткости стенки бака имеют выштамповки, а внутри – перегородки, которые также играют роль волнорезов при перемещениях топлива во время движения автомобиля.

В нижней части топливного бака, в специальном углублении, размещают сливную пробку, предназначенную для слива топлива из бака при необходимости, а также для удаления случайно попавшей воды или отстоя.

устройство топливного бака грузового автомобиля

Для определения количества топлива, находящегося в баке, в нем размещают датчик уровня топлива, который подключается к указателю, расположенному на щитке приборов в кабине водителя. Обычно такие датчики имеют поплавковый механизм, совмещенный с реостатом скользящего типа. На большинстве современных легковых автомобилей с системой питания инжекторного типа в топливном баке размещают и топливный насос, который объединяется с датчиком уровня топлива в единый блок.

Топливо из бака отбирается через специальную топливозаборную трубку или патрубок, на которых устанавливают сетчатые фильтры. В конструкциях двигателей с принудительным впрыском топлива (дизельные, инжекторные), в системе питания предусматривают специальную магистраль в виде трубки, по которой в бак возвращаются излишки топлива из системы (обратная магистраль или "обратка").

***

Система очистки топлива