Устройство автомобилей





Системы питания инжекторных двигателей




Система питания двигателя ВАЗ-2111

В России первые системы объединенного управления работой двигателя появились ан карбюраторных двигателях ВАЗ-2108, -2109. Такие системы, называемые МСУД (микропроцессорная система управления двигателем), предназначены только для управления зажиганием (моментом и энергией искрообразования) и электромагнитным клапаном карбюратора.

Система питания двигателя ВАЗ-2111, устанавливаемая ан автомобиль ВАЗ-2115, разработана на ВАЗе на основе электронной системы управления двигателем фирмы Bosch MP7.OH с распределенным впрыском топлива.
На электронный блок управления поступает и обрабатывается в нем следующая информация о двигателе:

  • положение дроссельной заслонки;
  • расход воздуха;
  • температурный режим;
  • положение и частота вращения коленчатого вала;
  • концентрация кислорода в отработавших газах;
  • протекание процесса горения;
  • скорость движения автомобиля;
  • напряжение аккумуляторной батареи;
  • режим пуска двигателя.

Система обеспечивает управление впрыском топлива, накоплением энергии в катушках зажигания, моментом зажигания, частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, электробензонасосом, понижением токсичности отработавших газов, продувкой адсорбера, контрольной лампой Check engine, вентилятором системы охлаждения, муфтой включения компрессора кондиционера.
Электронный блок управления имеет встроенную систему диагностирования с запоминанием кодов возникающих неисправностей, готовит информацию для бортового компьютера и обеспечивает взаимодействие с автомобильной противоугонной системой и внешними диагностическими приборами.

Устройство системы питания показано на рис. 1.

система питания двигателя ВАЗ-2111

Электробензонасос 15 подает топливо из топливного бака 14 по нагнетающей магистрали 17 со встроенным топливным фильтром 13 в рампу 20 к форсункам 21.
Регулятор 18 давления, установленный в рампе, поддерживает постоянным перепад давлений топлива, подаваемого к форсункам 21. Избыток топлива по отводящей магистрали 16 возвращается в топливный бак 14.
Форсунки 21 по команде электронного блока управления 11 впрыскивают топливо во впускной канал 19.




Выравниванием ширины импульса (временем открытого состояния) форсунки электронный блок управления поддерживает оптимальное соотношение топливовоздушной смеси в зависимости от режима работы двигателя и его нагрузки.

Воздух поступает через воздушный фильтр 1 и далее через воздушный патрубок 3, блок 5 дроссельной заслонки и ресивер 9 во впускной канал 19. Количество проходящего воздуха контролируется измерителем 2 расхода воздуха и регулируется дроссельной заслонкой, управляемой педалью акселератора.
Электронный блок управления постоянно контролирует положение дроссельной заслонки и скорость ее перемещения посредством потенциометрического датчика 7, установленного на конце вала дроссельной заслонки.

При пуске двигателя, когда частота вращения коленчатого вала ниже минимальной, электронный блок управления увеличивает длительность импульса открытия форсунок для обогащения топливовоздушной смеси.

После пуска двигателя длительность импульса открытия форсунок корректируется в соответствии с заданной программой, использующей выходные данные от измерителя 2 расхода воздуха и датчика 28 температуры охлаждающей жидкости.

После прогрева двигателя минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода устанавливается регулятором 6 холостого хода по команде электронного блока управления.

В зависимости от нагрузки на двигатель (включен кондиционер, отопитель, обогрев заднего стекла и т. д.) количество воздуха, проходящего по каналу холостого хода в обход дроссельной заслонки, регулируется перемещением клапана, приводимого в действие шаговым электродвигателем регулятора 6.
Для подогрева канала холостого хода в корпусе блока 5 дроссельной заслонки имеется канал 8, по которому проходит охлаждающая жидкость. Жидкость подводится по шлангу 4 от патрубка 27.

Электронный блок управления отключается от контроля за регулятором холостого хода при достижении автомобилем определенной скорости, информация о которой поступает в электронный блок управления от датчика 23 скорости движения, установленного на коробке передач 25.

При движении автомобиля на прогретом двигателе электронный блок управления формирует длительность импульса открытия форсунок в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и данных, получаемых от измерителя 2 расхода воздуха и датчика 24 содержания кислорода, установленного в газоприемнике 22 приемной трубы системы выпуска отработавших газов.

На режиме ускорения электронный блок управления реагирует на резкие изменения положения дроссельной заслонки и увеличивает подачу топлива, а на режиме замедления (торможение двигателем) – уменьшает подачу топлива, вплоть до полного прекращения его подачи на определенный период.
Кроме того, электронный блок управления прекращает подачу топлива при достижении двигателем максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала, а также при достижении автомобилем максимально допустимой скорости.

система питания двигателя ВАЗ-2111

При возникновении неисправности в системе питания в комбинации приборов в салоне автомобиля загорается контрольная лампа Check engine. Загорание лампы не означает, что двигатель должен быть немедленно остановлен. Электронный блок управления имеет резервные режимы, позволяющие двигателю работать в условиях, близких к нормальным. Тем не менее, причина загорания лампы должна быть установлена на предприятии технического обслуживания как можно раньше.

Диагностика системы питания двигателя на станции технического обслуживания производится с помощью специального прибора, который подключается к контроллеру и считывает кодовые сигналы неисправностей.

***

Датчики электронного управления двигателем