Устройство автомобилей





Система питания дизельного двигателя




Система подготовки воздуха


Система подготовки воздуха включает в себя воздушный фильтр и впускной трубопровод.
система подготовки воздуха дизельного двигателя Она может быть с наддувом или без него. Воздух поступает через заборную трубу в воздушный фильтр и далее через впускной трубопровод в цилиндры двигателя.

Воздушный фильтр (рис. 1) состоит из корпуса 3, крышки 1 и сменного фильтрующего элемента 2, состоящего из двух перфорированных стальных кожухов и гофрированного картона между ними.

Очистка воздуха в фильтре двухступенчатая. Первая очистка воздуха – моноциклон, который состоит из заслонки за патрубком 5, обеспечивающей вращение воздушного потока вокруг фильтрующего элемента 2, таким образом очищая воздух от пыли, которая собирается в бункере.

Пылесборный бункер образован крышкой 1 и съемной заглушкой. Патрубок 7 предназначен для отсоса пыли из корпуса фильтра. Вторая ступень очистки – фильтрующий элемент 2. Воздух поступает в фильтр через патрубок 5, очищается в нем и выходит через патрубок 6.

От качества очистки воздуха во многом зависит долговечность деталей КШМ двигателя, поэтому за состоянием фильтрующих элементов следует тщательно следить и своевременно производить их замену. На автомобилях марки КамАЗ в кабине водителя устанавливается контрольный датчик засоренности воздушного фильтра, который сигнализирует о необходимости замены фильтрующего элемента.

***

Наддув двигателей

Наддув двигателей осуществляется с целью принудительного увеличения массы воздушного заряда, подаваемого в цилиндры двигателя. Это, в свою очередь, позволяет увеличить цикловую подачу топлива, а значит, выделить большее количество теплоты при сгорании и развить бόльшую мощность двигателя.
Однако наддув увеличивает тепловую и механическую напряженность деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

Наддув может осуществляться с помощью механического насоса, приводимого в действие от коленчатого вала, или газовой турбиной (турбонаддув), когда для привода насоса используется кинетическая энергия отработавших газов, отводимых из цилиндров.

Механический наддув применяется редко, поскольку его привод потребляет значительную часть мощности двигателя, снижая КПД.
Газотурбинный наддув наиболее распространен. На рис. 2 показан турбокомпрессор (насос) ТКР-7, который устанавливается на двигатели марок «КамАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ».

турбокомпрессор дизельного двигателя

На валу ротора установлены насосное 1 и турбинное 5 колеса. Вал вращается во втулках. В спиральных каналах корпуса подшипников и корпуса турбины расположены диффузор компрессора и направляющее устройство 2, которое служит для направления потока газов и повышения КПД компрессора.

За насосным колесом уплотнение обеспечивает крышка и уплотнительное кольцо 8. За турбинным колесом установлен тепловой экран 6.

Отработавшие газы из цилиндров через выпускной клапан 12 поступают к турбинному колесу 5 и вращают его вместе с валом с частотой вращения 15…100 тыс. об/мин. Установленное на другом конце вала насосное колесо 1 нагнетает воздух через впускной клапан 11 в цилиндр.

***




Противодымные корректоры

При резком изменении нагрузки (например, при разгоне) ТНВД резко увеличивает подачу топлива, но пока турбокомпрессор не раскрутится и давление наддува воздуха не достигнет требуемого значения, это топливо не обеспечено кислородом воздуха для полного сгорания. В результате двигатель дымит.
Чтобы избежать этого неприятного явления, ухудшающее экономичность, экологичность и динамику двигателя, устанавливают противодымные корректоры.

Полость А (рис. 3, а) диафрагменной камеры такого корректора соединена трубкой с впускным коллектором. При малом давлении, развиваемом компрессором, пружина 3 выжимает диафрагму 1 влево и шток 8 цепляет за выступ рычага 5, который удерживает рычаг 6 регулятора (в насосе типа НД) в положении номинальной подачи, не давая ему нажать на шток корректора и увеличить подачу.

противодымный корректор дизельного двигателя

При достижении нужного давления в воздуховоде диафрагма прогибается вправо, шток также передвигается вправо и поворачивает рычаг 5 (на рисунке против хода часовой стрелки), который отпускает рычаг 6, и тот начинает воздействовать на корректор и увеличивать подачу топлива. Подобные корректоры устанавливают на всех двигателях с турбонаддувом (ЯМЗ, Д-245 и др.).

В насосах серии 33 (двигателя КамАЗ-740) и серии 88 (ЯМЗ) есть рычаг 14 (рис. 3, б) выключения подачи топлива, а следовательно, и останова двигателя.

***

Регулировка топливных насосов высокого давления