Менеджмент





Планирование в системе менеджмента



Сущность и функции планирования на предприятии

Планирование – это разработка и корректировка планов, включающее предвидение, обоснование, конкретизацию, описание деятельности хозяйствующего субъекта на ближайшую и отдалённую перспективы.

планирование в менеджменте

В плане предельно чётко и подробно указываются: цель деятельности предприятия и его структуру, количественно выраженное системой установленных показателей с указанием конкретного вида выпускаемой продукции и характера работы, средства достижения целей, методы и сроки увязки средств и целей, этапы и сроки выполнения работ, исполнители планов по срокам и видам работ, методы, этапы и средства контроля выполнения планов.

Планирование - это способ достижения цели на основе сбалансированности выполнения всех производственных операций; это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов.

С помощью планов, которые всегда устремлены в будущее, на перспективу распределяются ресурсы: материальные, трудовые, финансовые и природные. В плане предприятия с одной стороны содержатся задания на перспективу для каждого работника, а с другой стороны - предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели.

Система планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих правил:

  • Пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана.
  • Наличие сплошного непрерывного учёта, контроля, корректировки выполнения планов.

План отличается от прогноза тем, что он не гипотеза, не предположение, а чёткая схема с заданием. Хозяйственные планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления этих планов.

***

Система планов предприятия и их взаимосвязь

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджера, описывающих какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения цели фирмой.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, который можно разделить на следующие элементы:
Стратегический план (генеральный план фирмы) - составляется на пять и более лет вперёд.
Общий фирменный план, составленный в продолжение стратегического плана и определяющий главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.

Оперативные планы организаций:

  • Общефирменные планы текущей деятельности (хозяйственные планы, планы прибыли) - рассчитываются, как правило, на один год.
  • Текущие планы подразделений, в том числе бюджеты - дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

Помимо планов результатами процесса планирования являются программы и проекты.

Планы действия любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные.

Наступательные планы предполагают развитие организации:

  • Производство товаров и услуг;
  • Рынки сбытов;
  • Завоевание конкурентного превосходства.

Наступательные планы обычно есть у крупных, обладающих высоким экономическим потенциалом фирм.
Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждения банкротства фирмы.
План развития организации являясь выражением наступательных планов включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности.
Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес-плана.

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Он включает в себя рекомендации, по избавлению от ненужных организации элементов, т.е таких элементов, которые создают препятствия на пути её развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность или отдельные организационные единицы.



Состав систем технико-экономических показателей планов должен отражать экономические, социальные и технические задачи, осуществляемые на предприятии в плановом периоде. Показатели должны сочетать интересы коллектива и руководства.

Все виды планов содержат ряд показателей, которые в зависимости от их видов делятся на:

  • Количественные - отражают абсолютную величину ресурсов, участвующих в производстве и результат производства.
  • Качественные - выражают относительные величины, характеризующие экономический, технический, организационный уровни производства и его эффективность (себестоимость, производительность труда, фондоотдача, рентабельности и т.д.).
  • Натуральные показатели планов - характеризуют ресурсы производства и полученный результат в натуральном или вещественном выражении (штуки, литрвы, метры, килограммы и т.д.). К натуральным показателям относят и условно-натуральные показатели: в ряде случаев при выпуске определённой продукции, но в различных объёмах упаковки или расфасовки используют условно-натуральные показатели (туб, погонные метры).
  • Стоимостные показатели - выражают объём производства разнородной продукции, уровень производительности труда в стоимостном или денежном выражении. Используют при многономенклатурном производстве, при широком ассортименте продукции. Универсальными показателями объёма выпуска продукции являются стоимостные показатели.
  • Трудовые показатели - в ряде случаев объём работ планируется в трудовом выражении (человек\час, норма\час), но используется только при нормировании, где можно установить трудоёмкость.
  • Директивные показатели - это показатели, устанавливаемые вышестоящими органами, которые обязательны для выполнения.
  • Расчетные (справочные) показатели - рассчитываются при составлении планов или изымаются из специальных справочников.

***

Методы планирования