Менеджмент





Виды менеджмента



Типология видов менеджмента

Представленная ниже структура отражает типологию видов менеджмента по двум признакам: уровням (макро и микро экономика) и сферам его функционирования:

  • Общий менеджмент;
  • Инновационный менеджмент;
  • Стратегический менеджмент;
  • Практический менеджмент;
  • Производственный менеджмент;
  • Маркетинговый менеджмент;
  • Финансовый менеджмент;
  • Технологический менеджмент;
  • Антикризисный менеджмент;
  • Коммуникационный менеджмент;
  • Социальный менеджмент.

Общий менеджмент характерен для макроэкономики, т.е. для всей системы хозяйствования. Он включает в себя три вида менеджмента: практический, инновационный и стратегический. Как можно видеть из схемы, практический менеджмент распространяется на все сферы управления. Инновационный менеджмент (управление разработками нововведений) и стратегический менеджмент (стратегическое планирование) представляют собой управленческую деятельность, направленную на совершенствование практического менеджмента.

типы и виды менеджмента

По сложившейся традиции, менеджмент в Западном бизнесе концентрируется в трех сферах: производстве, финансах, сбыте. Это находит отражение в подразделении практического менеджмента - на производственный (предприятия, фирмы, корпорации и т.д., т.е. то, что называется микро экономикой), финансовой менеджмент и маркетинговый (управление сбытом, продажей товаров). Производственный менеджмент уточняется как непосредственно процесс управления технологией производства, или технологический менеджмент.

В менеджменте на производстве принято различать два вида деятельности:

  • техническую деятельность по созданию, освоению и применению в производстве прогрессивных видов материалов, техники и технологий;
  • управленческую деятельность по организации, координации действий, обеспечению упорядоченности и согласованности производственных процессов.

В технической деятельности решающее значение имеют изобретательность, научные и технические знания, инженерный опыт специалиста. Главное в этом виде деятельности уметь создать техническую идею. Задача менеджера - искать способных людей и обеспечивать им творческие условия работы.

В управленческой деятельности успех достигается в основном умением получать результат за счет усилий подчиненных. Суть искусства руководителя состоит в том, чтобы суметь организовать и направить действия служащих. Его задача - находить эффективные методы согласования действий и усилий многих людей.

По мнению западных специалистов, ключ к успешной деятельности фирмы, предприятия лежит в определенной логике организации управления фирмой. Эту логическую гипотезу управления можно выразить следующими связями причинно-следственного характера:

действие руководителя фирмы - поведения работников - производственная деятельность коллектива - результативность работы фирмы.

Таким образом, исходным звеном в рассматриваемой нами системе являются действия руководителей, т.е. менеджеров фирмы. Квалифицированное руководство позволяет направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию. В итоге производственная деятельность коллектива приобретает нужную организованность и продуктивность. Следствием соблюдения логики менеджмента в трех первых отношениях является получение желаемого конечного результата.

Таким образом, успех приходит тогда, когда качественный менеджмент порождает активное поведение работников, а их взаимодействие отражается в эффективной производственной деятельности.



В больших фирмах, корпорациях, акционерных обществах владельцы, как правило, используют наемных менеджеров на всех уровнях управления, а общее собрание акционеров и совет общества имеют функции законодательной власти и иногда осуществляют стратегический менеджмент.

«Основы менеджмента», подобно другим дисциплинам, включает как вопросы теоретического менеджмента (науки управления), так и рассмотрение конкретного практического опыта. Акцент, естественно, делается на первом аспекте.

разновидности менеджмента

Представляя собой теорию управления экономикой, менеджмент является комплексной наукой, базирующейся на относительно самостоятельных группах других наук, т.е. управление формируется как интегративная наука. Менеджмент тесно связан с науками об экономике, общественном производстве, с математическими дисциплинами, кибернетикой, социологией, психологией.

Предмет определяет, чем больше занимается наука, закономерности протекания процессов и явлений в данной области, ее сферу приложения.

Предмет менеджмента как науки управления, таким образом, охватывает большое число явлений. Их можно выделить в следующие две группы – теоретический менеджмент (отношения в коллективе) и практический менеджмент (элементы хозяйствования).

Предметом теоретического менеджмента являются отношения между людьми в процессе управления производством. Отношения управления могут классифицироваться по следующим признакам:

  • по сферам жизни общества: экологические, социально-политические, духовные;
  • по характеру управления: межличностные, межсистемные, смешанные;
  • по отношению к рассматриваемой системе: внешние и внутренние;
  • по времени действия: временные (краткосрочные) и постоянные;
  • по характеру возникающих связей: линейные, функциональные и смешанные.

Вторая группа включает элементы хозяйственного механизма: законы, функции, организационные структуры, технику и технологию управления и пр.

В системе современного менеджмента принято выделять различные виды:

  • производственный менеджмент;
  • кадровый менеджмент;
  • информационный менеджмент;
  • инновационный менеджмент;
  • информационный менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • торговый менеджмент;
  • менеджмент маркетинга;
  • международный менеджмент;
  • налоговый менеджмент;
  • менеджмент качества и т.д.

Менеджмент имеет свой комплект методов исследования и организации управления. Под методом, как известно, понимается система способов и приемов того или иного вида деятельности. Это логическая организация деятельности.

***

Методы менеджмента