Менеджмент





Школы стратегического планирования



История развития управленческой мысли

Основные эпохи экономического развития стран, эпохи совершенствования систем управления организациями наиболее наглядно проявляются на примере развития экономики США.
Бурное развитие промышленного производства в этой стране пришлось на 80-е годы XIX века. Этот период в научной литературе принято называть «эпохой массового производства», когда начинается формирование инфраструктуры массового производства. Основная задача, стоявшая перед предприятиями в тот период времени – максимизация объемов производства товара с минимальными издержками.

история развития управленческой мысли

Эпоха массового производства характеризуется четким разделением отраслей и предсказуемыми перспективами роста. У предприятий отсутствовала необходимость входить в другие отрасли. Предпринимательский сектор функционировал практически автономно, без вмешательства со стороны государства и общества.
Период массового производства продолжался вплоть до 30-х годов прошлого столетия. В результате производства однотипных дешевых товаров, произошло насыщение рынка такими товарами. Появился термин «перепроизводство».
Следствие перепроизводства – экономический кризис. Многие предприятия обанкротились, так как их продукция перестала пользоваться спросом. Необходим был качественный скачок для продолжения экономического развития.

Выход был найден в расширении номенклатуры производимой продукции, в улучшении организации сбыта и интенсификации рекламных усилий. Настало время так называемой «эпохи массового сбыта». В это время усилия менеджеров компаний были направлены на расширение ассортимента выпускаемой продукции, совершенствование сетей сбыта и обслуживания.

Однако время шло, и бурное развитие экономики в послевоенные годы, когда спрос на продукцию был большим, а экономическое развитие закономерным, сменилось «постиндустриальной эпохой» (с середины 50-х годов прошлого века).
Этот период продолжается и по сей день. Характерными чертами постиндустриальной эпохи явились ускорение темпов роста научно-технического прогресса, новый уровень благосостояния, достигнутый обществом. Рост доли услуг в ВНП, высокая степень дифференцированности продукции, усиление внимания к негативным формам прогресса, таким как загрязнение окружающей среды, инфляции, монополизму, манипуляции потребителями, росту фактора удовлетворенности индивидуумов от совершаемой работы, а также увеличение темпов производственных процессов породили изменение структуры экономики и ее идеологии.

Параллельно с развитием экономики, развивалась и управленческая мысль. Экономическая ситуация усложнялась и в связи с этим требовались все более новые походы к управлению организацией.
В настоящее время «можно выделить четыре этапа в развитии управленческих систем»:

Управление на основе контроля над исполнением, когда решения принимались постфактум уже по имеющимся результатам деятельности той или иной организации.

школы стратегического планирования в менеджменте

Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускорялся, но будущее еще можно было предсказывать путем экстраполяции прошлого.

Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них.

Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

Третий этап развития управления можно иначе назвать стратегическим планированием, а четвертый – стратегическим управлением в реальном масштабе времени.
Отличие стратегического планирования от долгосрочного планирования заключается в разной трактовке будущего. Исходя из долгосрочного планирования, будущее определяется на основе экстраполяции прошлых тенденций. В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить с помощью экстраполяции.

Сочетание последних двух видов управления все чаще используется на предприятиях. Стратегическое планирование заменяет собой долгосрочное планирование и является периодическим управлением. Управление в реальном масштабе времени призвано помочь руководителям предприятий грамотно реагировать на неожиданные безотлагательные изменения во внешней и внутренней среде организации.

***



Школы стратегического планирования

Впервые, термин стратегическое управление был введен в обиход на стыке 60-70 гг. прошлого столетия для того, чтобы обозначать разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне.
Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах многих экономистов. В процессе развития стратегической мысли сформировался ряд направлений (школ), которые были систематизированы.
Среди них можно выделить следующие школы:

Школа дизайна
Представителем данной школы является такой известный экономист, как Кен Эндрюс (Ken Andrews). Основные положения школы дизайна были опубликованы в 1982 году в его работе «Business policy: text and cases».

К. Эндрюс обосновал методику разработки стратегии на основе анализа знаний о внутренней и внешней среде. Благодаря сопоставлению факторов внутренней и внешней среды стала возможна оценка внутренних сильных и слабых сторон организации, которые позволяют выделить её отличительные компетенции, а оценка внешних возможностей и угроз помогала определить факторы успеха.
Благодаря К. Эндрюсу появился метод SWOT-анализа (strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities - возможности, threats - угрозы), который позволил менеджерам разрабатывать стратегию для конкретной ситуации с учетом факторов и особенностей внешней и внутренней среды компании.

Представители школы дизайна уделяют особое внимание оценке внешних и внутренних ситуаций. Процесс создания стратегии здесь целиком основан на оценке сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды.

Школа планирования
Основателем данной школы принято считать одного из самых известных в области стратегического управления и планирования экономистов – Игоря Ансоффа. Основные идеи школы планирования были опубликованы в работе Ансоффа «Планирование для высшего руководства» в 1969 году.

Игорь Ансофф (Igor H. Ansoff, 1918–2002) - американский математик и экономист российского происхождения. Считается основоположником концепции стратегического управления. Опубликовал ряд фундаментальных и ныне широко известных работ в данной области: «Стратегическое управление» (Strategic Management, 1979) и «Новая корпоративная стратегия» (The New Corporate Strategy, 1988).

Девиз школы планирования – предвидеть и готовиться. Как считают представители данной школы, «в основе всех действий компании лежит механическое по своей сути допущение: поработай, как предписано, с каждой из составных частей, затем собери их по инструкции - и вот он результат - корпоративная стратегия».

Школа позиционирования
Основные идеи изложены в книге Майкла Портера «Конкурентная стратегия», которая была опубликована в 1980 году.

Майкл Юджин Портер (Michael Eugene Porter, род. 1947) - американский экономист, профессор кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

школы стратегического планирования

В своей книге Портер утверждает, что для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий. Стратегии, в свою очередь, формируются исходя из аналитических расчетов, посредством занятия определенной позиции по отношению к остальным участникам рынка.

Школа предпринимательства
Основатель школы П. Друкер.

Питер Фердинанд Друкер (Peter Ferdinand Drucker, 1909-2005) - американский учёный австрийского происхождения. Экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века. Ему принадлежит высказывание: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Для этого необходимо так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

С точки зрения представителей школы, стратегия существует в сознании руководителя в виде перспективы. Таким образом, данная школа полагала, что выбор стратегии основан на интуиции, а успешность выбора зависит от предпринимательского таланта.

Когнитивная школа
Представители данной школы рассматривали выработку стратегии как ментальный процесс. Школа обучения. Формирование стратегии рассматривалось представителями данной школы как развивающий процесс.

Школа власти
Формирование стратегии, с точки зрения представителей школы, представляло собой процесс ведения переговоров.

Школа культуры
Представители данной школы представляли процесс формирования стратегии как результат усилий большого количества сотрудников компании, т.е. как коллективный процесс.

Школа конфигурации
Как считали представители данной школы, формирование стратегии – это процесс трансформации. Из всех перечисленных выше школ, на наш взгляд, основной вклад в развитие теории стратегического планирования внесла школа планирования и ее основатель Игорь Ансофф.

Представителями данной школы были разработаны основные методы стратегического планирования, рекомендации по выбору стратегий. Кроме того, в отличие от большинства других школ, в данном учении выбор стратегии представляет собой научный процесс, основанный на грамотном и всестороннем исследовании окружающей среды, проведении стратегического анализа и использовании наглядных инструментов выбора стратегии - матриц стратегического планирования.

Подход, предложенный И. Ансоффом, получил широкое распространение в мире. Стратегическое планирование внедряется сейчас на многих как зарубежных, так и отечественных предприятиях.

***

Организационные структуры управления