Менеджмент



Рынок, как общественная система



Понятие и классификация рыночных структур

Рынок это процесс, по средствам которого продавцы и покупатели взаимодействуют, что бы определить цену и количество товара.
Рынок - это такая форма организации хозяйства, при которой производители взаимодействуют друг с другом с целью решения задач экономики:

  • какие товары должны быть произведены, в каком количестве;
  • как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, для кого и т.д.

Рынок - экономически отношения независимых производителей в форме купли-продажи их товаров. Вся рыночная система представляет взаимосвязь отдельных рынков, которые не одинаковы по их назначению.

***

Основные виды рынков

Различают следующие основные виды рынков, в той или иной степени имеющих отношение к экономической деятельности человека:

  • рынок рабочей силы;
  • финансовый рынок;
  • рынок средств производства;
  • потребительский рынок;
  • рынок услуг;
  • рынок технологий;
  • рынок духовных благ.

Степень развития рынка и его масштабы определяют разнообразие его видов. Их можно классифицировать по различным признакам:

  • по масштабу (местный, национальный и международный);
  • по форме собственности (частный, кооперативный и государственный);
  • по видам товаров (товарный, денежный и информационный);
  • по объемам совершаемых сделок (оптовый и розничный);
  • по наличию внешнеэкономических связей (экспортный, импортный и внутренний).
рынок и классификация рыночных структур

Современный рынок представляет собой организованную, спланированную и сбалансированную систему, которая обеспечивает предпринимателям свободу при выборе вида и объема продукции, а потребителям предоставляет независимость при покупке товаров.

Рыночный механизм обеспечивает взаимосвязь сбыта и спроса и реализации предложений. Все хозяйствующие субъекты выходят со своими товарами на рынок. Структура рынка может характеризоваться и по степени свободы конкуренции: это рынки с совершенной конкуренцией (отсутствует власть производителя) и рынки с несовершенной конкуренцией (когда присутствует степень господства производителя на рынке).

Конкуренциясостязательность хозяйствующих субъектов или экономическая борьба за лучшими условиями хозяйствования, за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции и получение максимального дохода.



Существуют четыре несхожие рыночные ситуации:

  • чистая конкуренция (существует большое количество фирм, производящих стандартизированный продукт, новые фирмы легко входят в отрасль);

  • чистая монополия (характерно наличие одной фирмы, являющейся продавцом продуктов или услуги, проникновение в отрасль других фирм заблокировано, т.к. фирма монополист представляет собой всю отрасль, отсутствует дифференциация продуктов, продукты уникальны);

  • монополистическая конкуренция (характеризуется большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты, вхождение в отрасль довольно простое);

  • олигополия (она отличается небольшим количеством продавцов, а продукты могут быть как стандартизированные, так и дифференцированные, вступление в отрасль сложное, те структуры, которые отклоняются от основных моделей, могут быть названы несовершенными).

***

Основные функции менеджера