Устройство автомобилей




Ремонт генератора




Ремонт генератора выполняется достаточно редко, тем не менее, порядок и нюансы выполнения основных ремонтных операций следует знать, поскольку этот агрегат относится к достаточно нежным и чувствительным к погрешностям сборки. По этой же причине выполнение ремонта без аккуратности и хотя бы начальных знаний и навыков не рекомендуется.
В данной статье в качестве примера рассмотрен ремонт генератора автомобиля ВАЗ-2115.
Любой ремонт начинается с разборки изделия.

***

Разборка генератора

Чтобы заменить, например, щетки генератора ВАЗ-2115, снимать и разбирать весь агрегат не нужно – все можно сделать одной лишь отверткой, обесточив всю электрику. Но если требуется заменить диодный мост или подшипники, генератор снимать и разбирать придется обязательно.

ремонт генератора автомобиля ВАЗ

Рис. 1. Детали генератора: 1 – шкив; 2 – шайба; 3 – передняя крышка; 4 – дистанционное кольцо; 5 – ротор; 6 – статор; 7 – задняя крышка; 8 – кожух; 9 – выпрямительный блок с конденсатором; 10 – щеткодержатель с регулятором напряжения

Снимите кожух 8 (рис. 1), отжав защелки, которыми он соединен с задней крышкой.
Отверните винты крепления к задней крышке щеткодержателя 10 в сборе с регулятором напряжения и снимите его.
Отсоедините провод от вывода «D+» регулятора напряжения.

Снимите выпрямительный блок с конденсатором с задней крышки, для чего отверните винты крепления фазных выводов обмотки статора и винт крепления конденсатора к крышке.
После этого, при необходимости, можно отсоединить конденсатор от выпрямительного блока, отвернув гайку крепления провода конденсатора к выводу «B+» выпрямительного блока.
Выверните четыре стяжных винта и отсоедините заднюю крышку 7 со статором 6 от передней крышки 3 с ротором 5.
Отсоедините статор от задней крышки. При необходимости выньте из задней крышки втулку с задним подшипником вала ротора.

Зажмите ротор в тисках и торцовым ключом отверните гайку крепления шкива 1. Снимите с вала ротора шкив, шайбу 2, переднюю крышку и дистанционное кольцо 4.
Собирается генератор в последовательности, обратной разборке. Пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой.
Гайку шкива затягивайте моментом 38,22...61,74 Нм (3,93...6,3 кгс•м).

***

Замена регулятора напряжения или щеток

Регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем является неразборным узлом. Поэтому если вышел из строя регулятор напряжения или износились щетки (выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5 мм), заменяется целиком весь узел.

***




Замена подшипников ротора

Самая распространенная «болезнь» генераторов с ременным приводом - это разрушение подшипника в передней крышке. Чтобы его поменять, придется полностью разобрать генератор. Для увеличения ресурса подшипника достаточно соблюдать одно требование - не перетягивать ремень. Именно из-за чрезмерного натяжения увеличивается нагрузка на подшипник и переднюю крышку.

Передний подшипник вала ротора запрессован и завальцован в передней крышке. Поэтому в случае выхода его из строя необходимо заменять переднюю крышку в сборе с подшипником.
Задний подшипник напрессован на вал ротора. Для замены необходимо съемником снять подшипник с вала ротора и на прессе напрессовать новый подшипник.

***

Замена дополнительных диодов

Для замены отпаяйте выводы поврежденного диода и аккуратно извлеките его из пластмассового держателя, не допуская резких ударов по выпрямительному блоку. Затем очистите место установки диода от остатков эпоксидной смолы, установите и припаяйте новый диод.
Вывод диода с цветной меткой припаивайте к общей шине. После припайки приклейте корпус диода к держателю эпоксидной смолой.

***

Регулировка натяжения ремня привода генератора

регулировка натяжения ремня привода генератора

Рис. 2. Проверка натяжения ремня привода генератора:
1 – верхний кронштейн генератора; 2 – гайка; 3 – регулировочный болт; 4 – генератор; 5 – болт шарнирного крепления генератора к нижнему кронштейну; 6 – ремень; 7 – ведущий шкив на коленчатом валу; «A» — прогиб ремня

Нормальный прогиб «А» (рис. 2) ремня должен быть в пределах 6...8 мм при усилии 98 Н (10 кгс).
Обычно водители и слесари проверяют величину прогиба пальцем, надавливая на середину пролета между шкивами. При этом точность установки натяжения будет приблизительной. Поскольку к натяжению приводного ремня весьма чувствителен передний подшипник генератора, эту операцию желательно выполнять специальным приспособлением, в котором имеется специальный динамометр для контроля усилия и линейка для замера прогиба.

Для увеличения или ослабления натяжения ремня сделайте следующее:

  • отпустите гайку 2 крепления генератора к верхнему кронштейну 1 и гайку болта 5 шарнирного крепления генератора;
  • вращением регулировочного болта 3 сместите генератор в сторону от двигателя (для ослабления натяжки ремня - к двигателю);
  • проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте натяжение ремня;
  • по окончании регулировки затяните гайки крепления генератора.

Если натяжение ремня недостаточное, то при работе двигателя на приборной панели будет слабо светиться лампа контроля зарядки.
Бывает и такое, что лампа то загорается, то тухнет. Проверьте исправность проводки, щеток и регулятора напряжения.

Избегайте излишнего натяжения ремня, чтобы не вызвать повышенной нагрузки на подшипники генератора.

***

Системы пуска двигателя



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты