Устройство автомобилей




Устройство аккумуляторной батареи




Что у аккумулятора внутри?

Аккумуляторная батарея состоит из корпуса, который представляет собой моноблок, выполненный из кислостойкой пластмассы. Корпус разделен перегородками на отдельные секции (емкости) по числу аккумуляторов в аккумуляторной батарее.
В каждой секции установлено несколько положительных и отрицательных пластин. Пластина электрода представляет собой решетку, отлитую из свинца с небольшой примесью сурьмы (6…13 %) для увеличения прочности. Решетка пластины заполнена активной массой, состоящей из порошкообразного сурика со свинцовым глетом, смешанного с раствором серной кислоты. В активной массе положительных пластин больше сурика, поэтому они имеют красновато-коричневый оттенок.
После заполнения ячеек решетки активной массой пластины просушивают, а затем подвергают формированию, т. е. нескольким последовательным циклам заряд-разряд.

Выступы пластин одной полярности приварены к общей перемычке, образуя полублок. Полублоки разной полярности образуют блоки.
Во избежание коробления каждую положительную пластину устанавливают между двумя отрицательными пластинами, поэтому положительных пластин в аккумуляторе на одну меньше.
Между пластинами, чтобы предотвратить их замыкание, установлены сепараторы - кислотоупорные вставки из изоляционного материала. Сепараторы могут быть деревянные, пористо-пластмассовые или комбинированные. Материал сепараторов обычно указывается в маркировке аккумуляторной батареи. Чтобы сепаратор не препятствовал циркуляции электролита, его поверхность выполняется сетчатой или пористой.

как устроена аккумуляторная батарея

Сверху каждая секция аккумуляторной батареи закрывается эбонитовой крышкой с отверстием для заливки электролита, проведения контрольно-обслуживающих операций с электролитом, и для сообщения с окружающей средой.
Отверстие закрывается резьбовой пробкой с уплотнительной прокладкой. Для сообщения внутреннего объема аккумулятора с окружающей средой в пробке имеется небольшое отверстие.

Пространство между корпусом и крышками аккумуляторных секций заливается специальной кислотостойкой мастикой. Такая конструкция аккумуляторной батареи допускает проведение ее ремонта (например, для замены блока пластин с сепараторами одного или нескольких аккумуляторов, чистки корпуса от осадка и т. п.) путем полной или частичной разборки батареи.

В последние годы промышленность наладила выпуск необслуживаемых аккумуляторных батарей, которые выпускаются в герметичном исполнении и могут не иметь заливных пробок горловин.

Появление необслуживаемых аккумуляторных батарей стало возможным благодаря применению решеток из свинцово-кальциево-оловянистых сплавов и свинцово-сурьмянистых сплавов с уменьшенным содержанием сурьмы. Эти аккумуляторные батареи отличаются не только уменьшенным газовыделением и сниженным (примерно в 5…6 раз) саморазрядом, но имеют и ряд других преимуществ. Они имеют лучшие зарядные характеристики и характеристики стартерного режима разрядки, их пластины предохранены от осыпания активной массы специальным защитным слоем и пропиткой.
Срок службы таких аккумуляторных батарей может достигать срока службы автомобиля в целом.




Поскольку необслуживаемые аккумуляторные батареи выпускаются в герметичном исполнении, степень заряженности электролита определить сложно. Поэтому в таких батареях обычно устанавливают различные индикаторы заряженности, позволяющие дистанционно судить о состоянии электролита.

Такие аккумуляторные батареи считаются неразборными, и при выходе из строя пластин (или их замыкании) вся батарея утилизируется. Однако, народные умельцы приноровились ремонтировать и такие батареи, вырезая в крышках отверстия и заделывая их после ремонта.

Отечественные аккумуляторные батареи выпускаются номинальным напряжением 6 и 12 В и емкостью 45…215 А×ч.

Для переноски батарей в их конструкции предусматриваются специальные ручки или захваты.

***

Маркировка аккумуляторных батарей

маркировка аккумуляторных батарей

В маркировке аккумуляторной батареи указывается число последовательно соединенных аккумуляторов, определяющих ее номинальное напряжение; назначение по функциональному признаку (СТ – стартерная); номинальная емкость в ампер-часах при режиме разрядки 20 часов.
При необходимости в маркировке указывается материал моноблока (корпуса): Э – эбонит, Т – термопласт, а также материал сепараторов: М – мипласт, С – стекловолокно, Р – мипор и т. д.

Обычно в продажу аккумуляторные батареи поступают в заряженном виде, но без электролита – сухозаряженные. Чтобы такую батарею подготовить к эксплуатации, в нее необходимо залить электролит и дать некоторое время постоять. Если же аккумуляторная батарея реализуется не заряженной, в ее маркировке присутствует буква «Н».

Пример обозначения аккумуляторной батареи:
6СТ-60ЭМ-Н – стартерная не сухозаряженная батарея напряжением 12 В, емкостью 60 А×ч с моноблоком из эбонита и сепараторами из мипласта.

***

Электролит - его состав, плотность и уровень



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты