Устройство автомобилей




Устройства для уменьшения радиопомех




Радиопомехи в автомобиле проявляется в виде постороннего шума в радио- или телеприемнике, что мешает комфортному прослушиванию и просмотру медиапередач. Сильные радиопомехи, создаваемые электрооборудованием автомобиля, способны вызывать посторонние шумы и звуки не только в автомобильных приборах, но и в приемниках, находящиеся неподалеку от автомобиля.

Причиной появления радиопомех является протекающий в автомобильных цепях электрооборудования электрический ток, создающий вокруг проводников электромагнитное поле, которое распространяется по тем же законам, что и любые электромагнитные волны. Изменение электромагнитного поля происходит при изменении силы тока в контуре электрической цепи.

Интенсивность электромагнитного излучения возрастает с увеличением амплитуды и частоты изменения силы тока. Частота создаваемых электрооборудованием электромагнитных волн колеблется от 0,15 до 400 МГц и часто совпадает с частотами радио- и телеприемников, являясь помехами для радио- и телеаппаратуры. Основными источниками помех на автомобиле являются система зажигания, электродвигатели постоянного тока и все устройства, работающие с размыканием и замыканием механических контактов.

устройства для подавления радиопомех, применяемые в системе электрооборудования автомобилей

Помехи в системе зажигания – результат дугового разряда между электродами свечи зажигания, распределителя и контактов прерывателя (в контактных системах). Основные источники помех на автомобилях – свечи зажигания, распределители, катушки зажигания и высоковольтные провода.

Электродвигатели постоянного тока создают помехи во время работы при образовании дуги между коллектором и щетками. Если коллектор имеет биение, то увеличиваются колебания щеток и вероятность образования электрической дуги. Уровень помех, возникающих в электрических машинах постоянного тока, значительно меньше помех, возникающих в системе зажигания. Основные помехи идут от соединительных проводов.

В любых устройствах электрооборудования, имеющих замыкающие или размыкающие контакты, возникают электрические поля, а следовательно помехи. В тех приборах и схемах, где имеют место одиночные включения и отключения, помехи незначительны. Но если процесс включения-отключения непрерывный, помехи от вибрирующих контактов сильно влияют на качество радиоприема.

Особенно интенсивность радиопомех возрастает при роботе сильно изношенных контактов. Источником данных помех являются контактные регуляторы напряжения, прерыватели сигналов поворота, звуковые сигнализаторы. Значительные искрообразования возникают в различных реостатных устройствах при увеличении сопротивления скользящего контакта из-за его окисления.

Применение тех или иных устройств подавления радиопомех определяется особенностями используемой на автомобиле радиоаппаратуры. На автомобилях, оснащенных обычными широковещательными приемниками, для подавления помех используются помехоподавительные резисторы и блокировочные конденсаторы.




Помехоподавительные резисторы устанавливаются в наконечниках свечей зажигания и в центральном выводе крышки распределителя. Сопротивление помехоподавительных резисторов от 6 до 12 кОм.
В последнее время вместо помехоподавительных резисторов используют высоковольтные провода с распределенным сопротивлением.

Блокировочные конденсаторы устанавливаются параллельно искрящим контактам. На современных автомобилях устанавливается конденсатор между положительным выводом генератора и корпусом. Емкость блокировочных конденсаторов 0,2…0,5 мкФ.

Использование резисторов, высоковольтных проводов с распределенным сопротивлением и блокировочных конденсаторов позволяет изменить частоту колебаний, из-за которых возникают помехи, и преобразовать часть энергии электромагнитных волн в теплоту.

подавление радиопомех в автомобильных электрических цепях

При использовании на автомобиле высокочувствительной радиоаппаратуры этих мер по подавлению помех недостаточно. Поэтому дополнительно экранируют системы электрооборудования и отдельные изделия, которые создают радиопомехи.

Для обнаружения отдельного источника радиопомех на автомобиле можно использовать петлю из мягкого повода диаметром 25...40 мм, присоединенного к автономному радиоприемнику, имеющему независимый от автомобиля источник питания. Петля выполняет роль своеобразной антенны, подобной применяемой в миноискателях, и позволяет с достаточной степенью точности определить, какой из приборов или изделий автомобильного электрооборудования создает дополнительные помехи для их последующего подавления. При приближении петли к источнику радиопомехи усиливаются.
Следует учитывать, что радиопомехи способны вызывать и находящиеся рядом с автомобилем посторонние электрические устройства и сети, например, линия электропередач.

***

Коммутационная аппаратура автомобилей



Главная страница


Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты