Устройство автомобилей




Типы рисунков протектора шины




Протектор автомобильной шины предназначен для улучшения сцепления колеса с дорогой, а также для некоторого снижения жесткости хода. Очевидно, что чем замысловатее рисунок, и чем глубже и шире канавки на протекторе шины, тем надежнее колесо будет удерживаться на дороге, эффективно сцепляясь с дорожным покрытием. Но слишком рельефный протектор может вызывать и негативные эффекты – повышенный нагрев шины и шум при движении автомобиля, увеличение сопротивления качению и расхода топлива и т .п.
По этой причине на автомобильных шинах применяются различные типы рисунков протектора, наиболее подходящие для тех или иных дорожных условий (рис. 1).

типы рисунка протектора автомобильных шин

Дорожный рисунок протектора

Дорожный рисунок протектора имеют шины, предназначенные для работы на дорогах с твердым покрытием и представляет собой сочетание продольных зигзагообразных ребер и канавок. Рисунок такого типа придает протектору высокую износостойкость и обеспечивает бесшумность работы шины.

Шины с направленным рисунком протектора

Шины с направленным рисунком протектора лучше отводят грязь и воду от места контакта колеса с дорогой, чем шины с обычным дорожным рисунком. Кроме того, такие шины обеспечивают пониженный уровень шума, однако направленный рисунок вызывает некоторые неудобства при переустановке колес с одной стороны автомобиля на другую, так как не всегда можно добиться совпадения направления рисунка протектора на всех колесах.
Установка таких шин против направления движения по рисунку возможна только на короткое время, при этом скорость движения должна быть снижена.

Шины с рисунком повышенной проходимости

Шины с рисунком протектора повышенной проходимости предназначены для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Они характеризуются высокими грунтозацепами, что обеспечивает эффективное сцепление с дорогой, а также хорошее самоочищение колес от грязи и снега.
При движении на таких шинах по дорогам с твердым покрытием существенно повышается уровень шума, износ шин, снижается плавность хода автомобиля и его устойчивость. По этим причинам использовать шины с рисунком протектора повышенной проходимости на асфальтовых, асфальтобетонных и аналогичных твердых дорогах можно лишь кратковременно, в случае необходимости.

Универсальный рисунок протектора

Универсальный рисунок протектора используется для шин автомобилей, эксплуатируемых на дорогах смешанного типа (с твердым покрытием и грунтовых). Такой протектор имеет мелкую насечку в центральной части и более крупную по бокам. Рисунок обеспечивает хорошее сцепление на грунтовых дорогах, а также на мокрых, грязных и заснеженных дорогах с твердым покрытием. Шины с универсальным рисунком протектора иногда называют всесезонными.




Зимний рисунок протектора

Зимний рисунок протектора (рис. 2) предназначен для шин, эксплуатируемых на заснеженных и обледенелых дорогах. Он обычно состоит из отдельных резиновых блоков угловатой формы, расчлененных надрезами, и достаточно глубоких канавок. Площадь выступов зимнего рисунка протектора составляет примерно 60…70% площади беговой дорожки протектора.
Протектор с зимним рисунком хорошо самоочищается от снега и грязи, на при движении по сухим и твердым дорогам он интенсивно изнашивается и создает повышенный шум. Эти шины допускают движение с максимальными скоростями на 15…35% ниже, чем обычные шины.

Установка шипов противоскольжения

На шинах с зимним рисунком протектора возможна установка шипов противоскольжения. Для этого в протекторе выполняются гнезда для шипов. Шип (рис. 2, б) состоит из корпуса 2 и сердечника 1. Сердечник изготавливается из твердого сплава, обладающего высокой износостойкостью и вязкостью.
Корпус изготавливается, как правило, из сплава стали и свинца, после чего он оцинковывается и хромируется для защиты от коррозии. Иногда корпус шипа изготавливают из пластмассы.

Диаметр шипа зависит от его назначения. Для шин легковых автомобилей применяют шипы диаметром 8…9 мм. Длина шипов зависит от толщины протектора шин и составляет 10 мм и более.

установка шипов противоскольжения на автомобильные шины

Число шипов в покрышке зависит от массы автомобиля и условий эксплуатации. В месте контакта колеса с дорогой должно быть 8…12 шипов. Наибольшая эффективность достигается, если длина выступающей части шипов для легковых автомобилей составляет 1…1,5 мм.

Ошипованные шины повышают сцепление колес с поверхностью скользких и обледенелых дорог, сокращая тормозной путь на 40…50% и увеличивая сопротивление заносу при криволинейном движении. Давление в шинах с шипами должно быть примерно на 0,02 МПа больше, чем в обычных шинах.

***

Типы автомобильных шин