Устройство автомобилей




Кузова автобусов




Большинство автобусов имеют несущий кузов каркасного типа, изготовленный из прямоугольных труб и штампованных стальных элементов, соединенных между собой заклепками или сваркой и облицованных стальными листами или листами из алюминиевого сплава. Внутрь кузова размещаются сиденья для пассажиров и водителя. Тип кузова автобуса определяется его назначением и компоновкой.

***

Классификация автобусных кузовов по компоновке

По компоновке различают кузова вагонного типа и капотные кузова.

типы автобусных кузовов

Кузов вагонного типа является однообъемным (рис. 1). Здесь двигатель хоть и находится в отдельном отсеке, но этот отсек объединен с пассажирским салоном в передней или задней его части. Преимущества кузова вагонного типа заключается в том, что до 90% габаритной площади автобуса используется для размещения пассажиров.

Каркас является основной частью кузова автобуса. Он состоит из основания 1, боковин 2, крыши 4, передней 5 и задней 3 частей. Двери автобуса выполняются, как правило, раздельными для пассажиров и водителя. Для водителя двери, как правило, одностворчатые, а для пассажиров могут быть двустворчатыми или одностворчатыми – сдвижными или закрепленными шарнирно.
В кузовах городских автобусов пассажирские двери обычно выполняются двустворчатыми. Открывание и закрывание пассажирских дверей осуществляется водителем посредством механического, пневматического или электропневматического привода.

Для внутренней облицовки боковин до уровня окон применяют плотный картон, специальную декоративную фанеру или слоистый пластик. Потолок пассажирского салона обычно облицовывается слоистым пластиком, который крепится винтами-саморезами. Стыки панелей внутренней облицовки закрыты алюминиевыми штапиками с декоративными хлорвиниловыми вкладышами.

Пол кузова автобусов марки ЛиАЗ и ПАЗ выполнен из бакелизированной фанеры толщиной 10…12 мм. Сверху пол закрыт резиновым ковром, в средней части - дорожкой с глубоким рисунком. На автобусах ЛАЗ пол выполнен из дюралюминиевого листа толщиной 3 мм. Для тепла и шумоизоляции такой пол покрывают мастикой, на которую наклеивается релин. Пол автобусов Икарус выполнен из прессованных древесных плит. Колесные кожуха выполнены из дюралюминиевого листа. Пол, кожуха колес и подножки закрыты резиновым ковром, закрепленным алюминиевыми уголками.

особенности конструкции автобусных кузовов

Окна автобуса разные по форме и конструкции. Боковые окна делают прямоугольными с раздвижными форточками, а ветровые и задние – глухими с выгнутыми стеклами, что улучшает их обзорность и повышает жесткость.

Сиденье водителя регулируется в продольном направлении, по высоте и углу наклона спинки, при этом оно часто снабжается гидравлическим амортизатором для гашения колебаний, возникающих при движении по неровностям дороги.
Пассажирские сиденья городских автобусов – нерегулируемые. В междугородних автобусах они, как правило, регулируемые и выполняются в виде полуспальных кресел с изменением угла наклона спинки и подушками повышенной мягкости.




Капотный кузов применяется при использовании стандартного шасси автомобиля, при этом водитель и пассажиры находятся в отдельном отсеке от двигателя, а двигатель размещается в отдельном объеме кузова под капотом. Таким образом, капотный кузов автобусов является двухобъемным.
Чаще всего капотные кузова применяются для автобусов малой вместимости, используемых для районных перевозок в сельской местности, для перевозок работников внутри предприятий и организаций и т. п.

***

Классификация автобусных кузовов по назначению

По назначению кузова автобусов классифицируют на городские, междугородние, туристические и специальные.

Кузова городских автобусов делятся на кузова внутригородских и пригородных автобусов. Кузова внутригородских автобусов имеют сокращенное число сидений для пассажиров, но увеличенную площадь центрального прохода между сиденьями и накопительных площадок, а также широкие двери. Это позволяет увеличить пассажировместимость автобуса, обеспечить быстроту и безопасность входа, прохода и выхода пассажиров.
классификация автобусных кузовов Пол в кузовах делается низким, что повышает удобство входа в автобус и выхода из него. Кузова пригородных автобусов отличаются большим числом мест для сидения, небольшими накопительными площадками, уменьшенными размерами дверей.

Кузова междугородних автобусов имеют улучшенную вентиляцию и отопление, радиофицированный пассажирский салон и отдельное багажное отделение. В некоторых случаях имеются отдельные бытовые помещения (гардероб, туалет и др.). Высокий уровень пола позволяет разместить под ним отделение для багажа, двигатель и трансмиссию, тем самым улучшая изоляцию салона и повышая безопасность пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия.

Кузова туристических автобусов делятся на кузова нормальной, повышенной и высокой комфортабельности. Кузова нормальной комфортабельности рассчитаны на туристические поездки на ближние расстояния и отличаются от пригородных автобусов наличием места для экскурсовода и радиоустановкой.
Кузова повышенной и высокой комфортабельности рассчитаны на экскурсионные поездки на дальние расстояния, поэтому они выполняются на базе междугородних автобусов, но имеют дополнительное место для экскурсовода, радиоустановку и другое дополнительное оборудование.

Кузова специальных автобусов предназначены для размещения специального оборудования (медицинского, радиотехнического и т. п.).

Кроме перечисленных типов встречаются, также, двухэтажные и открытые автобусные кузова. В нашей стране двухэтажные и открытые автобусы не эксплуатируются.

***

Кузов грузового автомобиля