Устройство автомобилей




Коробка отбора мощности




Трансмиссия автомобиля предназначена для передачи потока мощности от двигателя к ведущим колесам, изменяя при необходимости величину и направление крутящего момента.
классификация и типы коробкок отбора мощности Но иногда на трансмиссию возлагаются и дополнительные функции – направлять часть потока мощности, полученной от двигателя для привода вспомогательного оборудования, не имеющего непосредственного отношения к движению автомобиля или другого транспортного средства.
Чаще всего к такому оборудованию относятся лебедки автомобилей повышенной проходимости или подъемное оборудование автомобилей-самосвалов, а также другие аналогичные устройства, машины и механизмы, нуждающиеся в источнике энергии для работы.
Эту энергию они получают от двигателя автомобиля посредством специального устройства – коробки отбора мощности (КОМ).

Коробка отбора мощности представляет собой механическую коробку передач, тип и характеристика которой зависят от назначения приводимого в действие дополнительного оборудования. В соответствии с количеством дополнительного оборудования на одном автомобиле может быть установлено от одной до трех коробок отбора мощности.

Коробки отбора мощности различаются:

  • по числу ступеней;
  • по значению передаточных чисел;
  • по числу и взаимному расположению валов;
  • по наличию или отсутствию реверса;
  • по типу привода управления.

В зависимости от нагрузки на дополнительное оборудование коробки отбора мощности передают до 40% максимальной мощности силовой установки. Стандартами определены основные размеры мест крепления и модули зубчатых колес коробок отбора мощности.

Коробки отбора мощности обычно устанавливаются сбоку или с торца на картере коробки передач или раздаточной коробки. Ведущие звенья коробки отбора мощности через люки агрегатов трансмиссии соединяются с деталями этих агрегатов, от которых и происходит отбор мощности.

Передача мощности чаще всего осуществляется от шестерни агрегата трансмиссии (коробки передач или раздаточной коробки) на ведущую шестерню коробки отбора мощности. Обе шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом, и включение отбора мощности производится подвижной кареткой, которая вводит в зацепление зубья шестерен в коробке отбора мощности.

Мощность может отбираться и от вала агрегата трансмиссии. В этом случае коробка отбора мощности крепится на торце картера агрегата трансмиссии, а ее ведущий вал располагается соосно с валом, от которого отбирается мощность. При этом включение коробки отбора мощности осуществляется зубчатой муфтой, соединяющей оба вала, при отсутствии нагрузки на коробке.

Коробкой отбора мощности управляют из кабины автомобиля. Привод управления может быть механическим, пневматическим, электропневматическим и т.д.

Способ смазывания деталей коробки отбора мощности определяется местом ее крепления к агрегату трансмиссии. При боковом креплении смазка разбрызгивается на детали коробки из картера основного агрегата или собственного картера.
При верхнем креплении в конструкции коробки отбора мощности предусмотрен насос, который забирает смазку из картера агрегата трансмиссии и подает ее к деталям коробки отбора мощности.

***

Реверсивная коробка отбора мощности

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором (рис. 1) и продольным расположением валов устанавливается на нижней боковой части картера коробки передач. Отбор мощности осуществляется от шестерни промежуточного вала коробки передач, которая находится в постоянном зацеплении с одной из шестерен блока 11. Другая шестерня этого блока находится в зацеплении с промежуточной шестерней.
Блок шестерен и промежуточная шестерня 9 установлены на осях, закрепленных на картере коробки отбора мощности.

назначение и устройство коробки отбора мощности

Ведомый вал 7 коробки отбора мощности вращается на двух шарикоподшипниках 6. По шлицам этого вала с помощью вилки переключения перемещается каретка 5 с зубчатым колесом. Вилка 3 переключения закреплена на подвижном штоке 2, связанном с рычагом 1 включения коробки отбора мощности, установленным в кабине автомобиля. Рычаг имеет три фиксированных положения.
Фиксация штока осуществляется шариковым фиксатором 4 с пружиной.

В правом положении штока каретка с зубчатым колесом находится в зацеплении с промежуточной шестерней, что обеспечивает передачу прямого хода. В левом положении штока зубчатое колесо сцеплено с большей шестерней блока 11, что обеспечивает передачу обратного хода.
В среднем положении штока коробка отбора мощности выключена, и ведомый вал не вращается. На конце ведомого вала имеется фланец 12 для крепления вала привода дополнительного оборудования.

***




Коробка отбора мощности без редуктора

Кроме рассмотренной коробки отбора мощности с редуктором применяются и более простые по конструкции коробки без редуктора, обеспечивающие одну ступень с передаточным числом, равным единице (рис. 2).

Отбор мощности осуществляется от первичного вала 1 раздаточной коробки, имеющего на конце шлицы. Коробка отбора мощности крепится к торцу картера раздаточной коробки в верхней ее части.
Вал 2 коробки отбора мощности на одном конце имеет такие же шлицы, как и у вала 1, а на другой его конец устанавливается фланец 7 крепления вала привода дополнительного оборудования.

для чего нужна коробка отбора мощности

Включение коробки отбора мощности осуществляется блокировкой валов 1 и 2 с помощью каретки 3. Каретка перемещается вилкой включения 4, закрепленной на штоке, имеющем два фиксированных положения: в левом положении штока коробка отбора мощности включена, а в правом выключена.
Изменение направления вращения вала коробки отбора мощности осуществляется при включении передачи заднего хода в коробке передач.

Особенностью конструкции данной коробки отбора мощности является наличие плунжерного насоса, который служит для смазывания деталей коробки отбора мощности и раздаточной коробки неподвижного транспортного средства при работающем дополнительном оборудовании. Насос расположен в корпусе, установленном в приливе крышки 13 коробки отбора мощности, и состоит из плунжера 9, нагнетательного 10, всасывающего 12 и обратного 11 клапанов.
Привод насоса осуществляется от эксцентрика расположенного на валу коробки отбора мощности.

Масло поступает в насос по магистрали 14 из картера раздаточной коробки и под давлением подается к деталям коробки отбора мощности и первичного вала раздаточной коробки.

Управление такой коробкой отбора мощности осуществляется рычагом, связанным со штоком 6 и установленным в кабине автомобиля или транспортного средства.

***

Спидометр и его привод