Устройство автомобилей




Привод коробки передач и делителя




Управление механизмом переключения передач осуществляется с помощью привода, который может быть непосредственным, дистанционным, полуавтоматическим и автоматическим.

Непосредственный привод (рис. 1, а) применяется на грузовых автомобилях с расположением двигателя перед кабиной и легковых заднеприводных автомобилях с передним расположением двигателя.
Он представляет собой рычаг 2 со сферическим пальцем в нижней части, устанавливаемый на крышку картера, в которой расположен механизм переключения передач. С правой стороны опоры ввернут установочный винт, который фиксирует рычаг в нейтральном положении.
Снизу рычаг поджимается пружиной 1 к сферической опоре, находящейся в крышке 3, благодаря чему он стремится занять вертикальное положение.
Промежуточный рычаг 6 уменьшает ход верхнего конца рычага 2 переключения передач при включении первой передачи и передачи заднего хода, вследствие чего ход рычага при включении всех передач одинаков.
Рычаг установлен на оси 7, закрепленной гайкой в крышке коробки передач.

устройство и работа привода коробки передач

На легковых переднеприводных автомобилях и грузовых автомобилях с расположением кабины над двигателем применяется дистанционный привод.

Дистанционный привод управления коробкой передач автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 1, б) состоит из рычага 10 переключения передач, опоры 9 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 13 и промежуточной 14 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках из металлокерамики, уплотненных резиновыми кольцами и поджатых пружиной.
Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры рычага переключения передач и в картере маховика.
Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами регулировочный фланец 15.
Такой привод позволяет поднимать кабину, не изменяя нейтрального положения рычага переключения передач.

Дистанционный привод управления механизмом переключения передач переднеприводного легкового автомобиля (рис. 1, в) состоит из рычага 23 переключения передач, установленного на шаровой опоре 21, тяги 19 привода, шарнира тяги привода и штока 27 выбора передач, на котором установлен рычаг 29 штока переключения передач.





Шарнир позволяет перемещать шток 27 в продольном направлении и совершать качательные движения при изменяющемся наклоне тяги 19. Тяга надевается на наконечник шарнира, имеющий мелкие шлицы, и зажимается хомутом. Благодаря этому имеется возможность регулировать положение рычага переключения передач.

Полуавтоматические гидравлический привод используется в управлении гидромеханическими коробками передач для выбора режима работы, который задает водитель с помощью специального контроллера.

Полуавтоматический пневматический привод используется для управления дополнительными коробками передач (мультипликаторами и демультипликаторами). Предварительный выбор передач в таком приводе осуществляется водителем, а последующее включение передачи происходит при нажатии на педаль сцепления или переключении передач в основной коробке передач.

Привод управления делителем коробки передач автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 2) состоит из следующих элементов: редукционного клапана 5, крана управления 4, клапана 3 включения делителя, воздухораспределителя 8, силового цилиндра 7 и механизма 6 переключения передач.

устройство и работа привода делителя коробки передач авомобиля КамАЗ

Редукционный клапан 5 поддерживает давление воздуха в контуре привода управления делителем в пределах 0,39…0,45 МПа.

При переводе рычага управления делителем в положение В или Н золотник крана управления 4 переместится и направит воздух в одну из полостей справа или слева от воздухораспределителя 8, в результате чего произойдет перемещение его золотника в одно из крайних положений.

При полностью выключенном сцеплении упор 2 штока клапана нажмет на кран 4, и воздух от редукционного клапана 5 через воздухораспределитель 8 поступит в полости А и Б силового цилиндра 7, поршень которого связан с механизмом 6 переключения передач. Произойдет включение делителя или его выключение.

***

Раздаточные коробки