Метрология, стандартизация и сертификация





О качестве и его инструментах



Три неразлучные сестры – сертификация, метрология и стандартизация

Стандартизация, метрология, сертификация…
На заре становления разумного и предприимчивого человечества, когда не существовало массового производства товаров потребления, и уж тем более – услуг населению, этих слов тоже не произносили. Время неуклонно двигало эволюцию человека и развития общественных отношений среди разумных обитателей планеты.
Появилась примитивная товарообменная, а затем и товарно-денежная торговля, наметился процесс разделения труда, и вот проклюнулись первые ростки массового производства товаров. Наиболее деятельные и предприимчивые представители человечества устремились к достижению достатка, власти и прочих жизненных благ путем продажи товаров и предоставления различных услуг менее предприимчивым согражданам. При этом цель оправдывала любые средства – чаще всего о качестве и уж тем более – пользе этих товаров и услуг мало кто помышлял – ведь запросы были невысоки.

Но цивилизация развивалась все стремительнее, втягивая в производственный круговорот все более широкие круги населения.
сертификация, метрология и стандартизация на службе у качества На смену дряхлеющему феодализму пришел энергичный и молодой капитализм, давший стремительный импульс всем сферам человеческой деятельности, в том числе – торговле, массовому (промышленному) производству товаров и сфере оказания услуг. В этих условиях подняла голову и подала тонкий голосок новорожденная конкуренция между производителями, еще более подстегивая интенсивность производства.

Постепенно первобытный лозунг – лишь бы что-нибудь продать или обменять, сменился на более актуальный – как произвести побольше и подешевле, при этом продать всю продукцию подороже и развиваться дальше по прогрессирующей спирали. Одновременно с развитием массового производства товаров (а также – сферы оказания услуг), формировался новый подход к оценке важности для человека-покупателя того или иного товара, услуги и других детищ капитализма на основе сравнения продуктов производства от разных производителей. Именно сравнение товарной продукции (а также – услуг) от разных производителей можно считать причиной появления нового понятия – качественное свойство товара.

Производитель добротных изделий, как и поставщик удобных услуг, славились в разных уголках обширных районов, регионов и даже стран. Такие производители поставляли качественный товар. Для оценки новоявленного свойства – качества изделий и товаров применялись самые разные средства – органы чувств, эстетическое восприятие, оценка добротности методом проб и примитивных испытаний. Немалую роль играла и народная молва, передававшая из уст в уста славу какого-нибудь умельца или удачливого производителя.



Разумеется, чтобы тот или иной товар можно было считать добротным, нужным и обладающим полезными достоинствами, существовали примитивные сравнительные характеристики свойств товара, благодаря которым он и мог быть отнесен к хорошим, качественным изделиям, либо к посредственным, малоценным, а то и вредным.

Описанные выше этапы развития производства товаров постепенно порождали три кита, на которых держится главное достоинство товара (как, впрочем, и услуги) – качество. Эти киты – стандартизация, метрология и сертификация. Конечно, во времена стихийного и малоуправляемого производства ни о каком научном подходе к этим понятиям речи быть не могло, тем не менее, фундамент этим наукам был заложен.

Стандартизация – свод понятий и нормируемых условий, в соответствии с которыми тот или иной товар, услуга или процесс могут считаться качественными. Т. е. это – своеобразная оценочная шкала соответствия назначению, важности и полезности товаров и услуг для общества.

Но получить представление о качественной стороне товара, его полезности или возможном вреде, сравнить его с аналогичным товаром другого производителя, т. е. выражаясь современным языком, оценить его на соответствие требованиям стандарта невозможно без оценочных средств и методов.
И если в былые времена для оценки качества товара достаточно было его потрогать на ощупь, попробовать на вкус или, например, постучать им о какой либо предмет, то с усовершенствованием производства и усложнением его продукции (товаров, изделий, а также услуг), примитивные оценочные средства не всегда позволяли получить объективную оценку качества. Постепенно человечество приступило к развитию и совершенствованию средств и методов оценки качества, дав толчок развитию метрологии.

В современной трактовке, метрология – наука о методах и средствах измерений физических величин. В старые добрые времена эта наука медленно, но верно стала использоваться, также, для более объективной оценки качества товаров и услуг. Ведь оценить качество, например, детали, входящей в состав сложного механизма, можно лишь применив средства измерения параметров этой детали. Итак, о связи метрологии с качеством все понятно. Остался третий кит – сертификация.

Сертификация, как наука, тоже имеет древние корни. В статье упоминалось, что наиболее талантливые и успешные производители товаров (и услуг) – мастера своего дела, славились везде и всюду. Их продукция пользовалась высоким спросом именно благодаря отменному качеству, и многие из успешных производителей, чтобы выделить свои изделия из серенького ряда подобных товаров, применяли примитивные средства сертификации – клеймение и прочие методы распознавания. Товар с клеймом известного производителя ценился на порядок дороже, и пользовался неизменным спросом, пропорциональным славе умельца или организатора производства этого товара.

Современная наука – сертификация – по сути, тоже проставляет своеобразное клеймо качества на заслуживающих этого товарах, услугах и процессах.
связь между качеством, стандартизацией, метрологией и сертификацией Приобретая сертифицированный товар, покупатель может быть уверен в его высоком качестве и соответствии многочисленным нормативным требованиям, предъявляемым к этому товару, которые именуются стандартами и подобными показателями качественности изделия (услуги, процесса). При этом зачастую производители сами заинтересованы, чтобы их продукция прошла проверку на качество посредством сертификации, что дает возможность продавать свою продукцию или оказывать услуги по более выгодным ценам.

Описанные выше этапы развития стандартизации, метрологии и сертификации, как взаимосвязанных наук, призванных служить единому богу – качеству, конечно же, предельно упрощены. Тем не менее, они дают определенное представление о зарождении и формировании этих наук, а также об их тесной и неразрывной связи.
Без стандартизации теряет смысл сертификация, а без метрологии невозможно разработать нормативы и проверить товар на соответствие этим нормативам, т. е. опять же – стандартизация и сертификация в условиях современного производства невозможны без метрологии.

***

Основные сведения о сертификации