Перевозка опасных грузов





Общие правовые нормы и предписания



К опасным грузам относят вещества, изделия и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут являться источником возникновения аварийных ситуаций, способных привести к гибели, увечью и заболеванию людей и животных, нанесению ущерба окружающей среде и природе, повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Это могут быть перевозимые транспортными средствами вещества и изделия, от которых на основе их природы, свойств или состояния могут исходить угрозы для жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды, материальных ценностей, общественной безопасности и порядка.
Веществами и изделиями этого рода могут быть, например, взрывчатые и горючие вещества и предметы, газы, токсичные и радиоактивные вещества и т. д.

перевозка опасных грузов автомобильным транспортом

Широкий, постоянно меняющийся ассортимент опасных грузов, а также большие объемные и весовые показатели их перевозок во внутреннем и международном сообщении являются специфическим видом перевозок на автомобильном транспорте. Наряду с непрерывным совершенствованием всех звеньев технологий перевозочного процесса в центре внимания специалистов автомобильного транспорта остаются вопросы безопасности движения и предотвращения аварий с опасными грузами.

Особенно важное значение имеет экологический аспект перевозок опасных грузов. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения и даже гибель флоры и фауны. Особенно ощутимые отклонения от экологического равновесия вызывают происшествия, инциденты (аварии) с опасными грузами. Например, загрязнение рек и морских побережий при разливе нефтепродуктов, гибель или заболевание животных при попадании химических веществ в сточные воды, уничтожение лесных массивов в результате пожара, возникшего при перевозке легковоспламеняющихся веществ, и т.д.



ОБЪЯВЛЕНИЕ

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Каменский аграрный техникум» проводит обучение водителей по программе
«Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом».

Дополнительную информацию можно получить по телефонам: (38584) 3-62-63, 3-56-29.
Адрес техникума: 658710, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Терешковой, д. 21

Ущерб, наносимый народному хозяйству авариями при перевозке опасных грузов, влечет за собой:
- гибель и заболевания людей;
- поражение окружающей среды (экологический ущерб);
- повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий;
- повреждение транспортных узлов (железнодорожных и автомобильных станций, портов, пристаней и аэропортов);
- архитектурно-исторических памятников и природных заповедников, а также мест отдыха.

Поэтому многие страны и международные организации уже разработали различные системы организационных мер по ликвидации аварийных ситуаций при перевозках таких грузов.

В ряде стран уже многие годы действуют правила безопасности при аварийных ситуациях с опасными грузами, основным элементом которых являются аварийные карточки и знаки опасности, наносимые на транспортные средства. Существуют информационные центры, обеспечивающие квалифицированную консультацию при авариях с опасными грузами, что позволяет более эффективно ликвидировать последствия аварийных ситуаций.

Для того чтобы предотвратить возможный ущерб от перевозок опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач, направленных на повышение безопасности перевозок. Условно их можно подразделить на следующие:

  • организация перевозочного процесса;
  • регламентация перевозок;
  • управление перевозками;
  • ликвидация последствий аварий.

Организация перевозочного процесса включает в себя мероприятия по техническому оснащению перевозок (подвижной состав, тара и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ), безопасному движению по маршруту и обучению обслуживающего персонала.

Особого внимания требует к себе регламентация перевозок - разработка единых норм и правил перевозок опасных грузов, что позволит осуществить их стандартизацию и унификацию.

Задачами управления перевозками являются маршрутизация, выбор подвижного состава и специализация подразделений по перевозке опасных грузов и обеспечение информации об опасности.

Ликвидация последствий аварий позволит эффективно осуществлять мероприятия по тушению пожаров, дезактивации, дегазации, дезинфекции, первой медицинской помощи, эвакуации населения и восстановлению разрушенных и поврежденных дорог, техники и промышленных объектов.

Знание нормативно-правовых и регулирующих документов обязательно для всех участников транспортного процесса при перевозке опасных грузов, от водителей, до сопровождающих и должностных лиц транспортных предприятий всех форм собственности.



При разработке правовых норм, регулирующих перевозки опасных грузов, учитывались следующие требования:
- экономическая приемлемость норм и правил;
- нейтральность в конкурентном отношении всех участников опасных грузоперевозок;
- необходимость и возможность международного одобрения норм и правил;
- возможность применения к различным видам транспорта;
- доходчивость в оформлении и ясность для понимания требований норм и правил.

Нормативно-правовые документы

При организации перевозок опасных грузов необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами:

ПДД – Правила дорожного движения Российской Федерации.
ПОГАТ – Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Приказ Минтранса России от 08.08.1995г. №73, действуют при перевозке для собственных нужд).
ППГ – Правила перевозки грузов (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г., действуют при оказании транспортных услуг).
ДОПОГ * – Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.
ГОСТ 19433-88 – ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка.
Постановление Правительства РФ №720 от 10.09.2009 г. «Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

* - ДОПОГ - это Соглашение, разработанное под эгидой Европейской экономической комиссии ООН в Женеве. (в первой редакции было подписано в 1957 году, последняя редакция - 2013 г).
В рамках этого документа большинство европейских государств согласовали общие правила перевозки опасных грузов через их границы и по их территориям. ДОПОГ действует лишь на территории стран, подписавших этот документ.
Сокращение "ДОПОГ" образовано от названия Соглашения на русском языке - ДОрожная Перевозка Опасных Грузов. В европейских странах употребляется сокращенное название этого Соглашения на французском или английском языке - "ADR".

Сфера нормативного регулирования ДОПОГ

ДОПОГ представляет собой Соглашение между государствами и не предусматривает наличие какого-либо общего органа для обеспечения соблюдения его положений.
На практике проверки на автомагистралях осуществляются договаривающимися сторонами, и несоблюдение положений Соглашения может привести к возбуждению национальными органами иска против нарушителей в соответствии с их внутригосударственным законодательством.
В самом ДОПОГ не предусматривается в этой связи никаких санкций.

перевозка опасных грузов

Структура ДОПОГ включает девять частей (разделов), которые сгруппированы в рамках двух приложений - "А" и "В".
Приложение "А" объединяет общие положения, касающиеся опасных веществ и изделий - основные понятия и определения, классификацию, перечень опасных грузов, положения, касающиеся тары, упаковок и цистерн, процедуры отправки.
Приложение "В" объединяет требования, касающиеся экипажей, оборудования и эксплуатации транспортных средств, документации, а также требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов.

В России на основании положений международного Соглашения ДОПОГ Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995г. № 73 утверждены "Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (ПОГАТ) , требования которых действительны на территории всей страны.

Требования ДОПОГ не распространяются на выполнение перевозок опасных грузов в следующих случаях:

  • перевозка опасных грузов частными лицами, когда такие грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки;
  • перевозка машин или механизмов, не указанных в ДОПОГ и содержащих опасный груз в их внутреннем или эксплуатационном оборудовании, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки;
  • перевозка, осуществляемая организациями в порядке обслуживания основной деятельности, такая как доставка грузов на гражданские строительные объекты, или в связи с производимыми измерениями, ремонтом и обслуживанием, в количествах не более 450 л на единицу тары и без превышения определенных ДОПОГ максимальных количеств. Это изъятие не распространяется на перевозки, осуществляемые организациями для собственного снабжения и для внешнего или внутреннего распределения;
  • перевозки, осуществляемые аварийными службами или под их надзором, в частности автомобилями технической помощи, перевозящими потерпевшие аварию неисправные автотранспортные средства, содержащие опасный груз;
  • срочные перевозки, осуществляемые с целью спасения людей или защиты окружающей среды, при условии, что приняты все меры для обеспечения полной безопасности таких перевозок.

Требования ДОПОГ также не применяются при перевозке ограниченного количества опасного груза в одном автотранспортном средстве. Это касается газов и топлива, находящихся в топливных баках автомобиля, эксплуатационном или специальном оборудовании, газов, содержащихся в пищевых продуктах и напитках и тому подобное.

***

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Скачать Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
с Приложениями одним файлом

(текст по состоянию на 01.03.2015 г.) в формате Word (1,0 Мb).

ПРИКАЗ
от 6 декабря 1994 года № 92
"Об организации подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов"

Примечание: Поправки и изменения к этому документу отражены
в Приказе Минтранса России № 202 от 09 Июля 2012 г.